Техника - молодёжи 1974-02, страница 24

Техника - молодёжи 1974-02, страница 24

именно те новшества, которые на самом деле необходимы и которые только и могут определить успех конструкции.

Магия замысла

Писатель, придумывая фабулу и характеры героев будущего романа, обращается к знакомым ему человеческим судьбам и жизненным ситуациям. Так и конструктор, лелея замысел новой машины, перебирает в воображении технические средства, необходимые для ее создания. И все же умение отвлечься на первом этапе работы от назойливо преследующих нас подробностей — одна из главных предпосылок успешного начала.

Однако, ограждая себя от второстепенных сведений, конструктор невольно может создать идеализированный, лишенный недостатков образ своего будущего детища, видя его пишь в свете проектных достоинств и предполагаемой эффективности. С этим связаны некоторые типичные заблуждения на стадии замысла.

Соблазн получения важных результатов снижает требовательность к оценке основных предпосылок проекта. Иногда высокая цель, выступая на передний план, оставляет в тени несостоятельные средства. Подчас разглядеть это удается слишком поздно, когда померкнет ослепительный свет провозглашенной, но недостигнутой цели.

Бывает и так. В основу разработки конструктор кладет, казалось бы, неоспоримые физические явления и закономерности. Но потом оказывается, что при эксплуатации они не проступают так, как это было найдено в лабораторных условиях изоляции от многочисленных помех.

Нарушения логики проектирования возникают и по вине заказчика, когда он дает заявку на создание технического новшества без предварительной оценки его роли во всей системе средств, которую оно призвано дополнить. И когда разработка уже завершена, предпринимаются лихорадочные усилия по «обоснованию» необходимости его производства.

Конечно, не все ошибки проекта рождаются вместе с замыслом, но с ним связаны многие и, пожалуй, самые тяжелые по своим последствиям. Правда, опыт показывает: просчеты, допущенные при выдвижении основных идей, губят проект уже на ранней стадии его реализации. Между тем ошибки в выборе технических средств убивают его мучительно долго, серь

езно осложняя жизнь всем причастным к конструкции людям.

Выход — в самой нелицеприятной критике во всех мыслимых аспектах. Тут не следует щадить ни престижа, ни авторского самолюбия. Тщетно убаюкивать себя надеждой, будто слабости замысла, не видимые окружающим, но ощущаемые нами, со временем исчезнут сами собой.

Критика должна перерасти в построение развернутой логической схемы разработки. Она включает как минимум оценку перспектив развития техники, учет возможностей человека-оператора, управляющего системой, выяснение ограничений, накладываемых влиянием помех, анализ привлекаемых конструктивных средств, уровня технологии производства и межотраслевых связей, учет условий эксплуатации, транспортировки и хранения будущего агрегата.

Иногда говорят: «На проектирование отводят слишком сжатые сроки. Надо ли предусматривать подготовительную работу в таком большом объеме? Ведь концентрация усилий на сложных моментах стимулируется самой реализацией проекта, а отдельные трудные вопросы можно выяснять даже в ходе серийного выпуска продукции». Но опыт наиболее умудренных участников техничеадех разработок свидетельствует, что экономика государства жестоко страдает от постоянного возникновения «отдельных трудностей» в производстве и эксплуатации.

Многоликая простота

Продолжая наши литературные параллели, напомним чеховский афоризм: «Краткость — сестра таланта». У конструктора взлеты таланта запечатляются 1в логической стройности композиции и лаконизме технических решений.

Сложное дается довольно быстро и легко, оно лежит на поверхности. К простоте ведет извилистый путь проб и ошибок. Причем психологически наиболее труден не поиск вариантов, а отказ от них во имя более совершенных, но еще не найденных. Этот полный драматизма, захватывающий процесс требует от конструктора особой настойчивости, мобилизации всех творческих сил. Принятие к реализации первых пришедших в голову решений категорически противопоказано.

Один из наиболее популярных способов достичь лаконизма конструкции — придание ее элементам сразу нескольких различных

функций. Во избежание затруднений опираются на независимые друг от друга свойства элемента. Скажем, для силовой передачи в дело идут геометрические и прочностные характеристики детали, а для управления другим элементом — ее перемещение.

Другой путь к простоте: приведение всех узлов к виду, позволяющему применить единый источник энергии, причем с минимальными ее преобразованиями.

Наиболее очевидная польза от упрощения проекта — снижение затрат труда при выпуске продукции. Но самое важное следствие — ее высокая надежность. Иногда эту связь подвергают сомнению. Гарантию надежности видят не в упрощении, а в усложнении конструкции, имея в виду применение дублирующих узлов. Такой путь в некоторых случаях действительно неизбежен. Но довольно часто его следует рассматривать как шаг отчаяния. Не умея повысить низкую надежность элементов, мы начинаем воспринимать ее как неискоренимое зло. В этих обстоятельствах дублирование узлов только загоняет болезнь вглубь.

Стало общий местом говорить, что конструктор постоянно ищет золотую середину между значениями противоречивых технических параметров. Иногда на этом пути удается найти и оптимальное решение проекта в цедом. Тут прибегают к чисто эмпирическим приемам. Разрабатывают несколько вариантов, отталкиваясь каждый раз от какой-нибудь ключевой идеи. Сопоставляют варианты, их достоинства и недостатки. Оптимальным может стать решение, синтезирующее по возможности больше находок, порой даже незначительных.

Поскольку простым соединением достоинств различных вариантов не построишь устойчивого здания, на помощь призывают компромисс. Следуя ему, улаживают противоречия, стесывают острые углы, припасовывают камень к камню, разумно ухудшают то одно, то другое, чтобы как-то улучшить третье, четвертое и т. д.

Это эволюционный путь совершенствования конструкции. Проектировщик должен четко видеть его пределы, знать критерии допустимости компромиссов. Иначе он окажется в сетях творческого малодушия, чреватого тяжелыми последствиями. Трезво оценив об- { становку, вне зависимости от технических и организационных осложнений конструктор иногда просто обязан приступить к поиску радикальных идей. Такая си

21