Техника - молодёжи 1974-03, страница 20

Техника - молодёжи 1974-03, страница 20

Научная мысль, будучи формой отражения всеобщих законов окружающего мира, не знает территориальной замкнутости, узких географических границ. В Казани зародилась неэвклидова геометрия, в Калуге были намечены основные принципы межпланетных полетов, в Ростове-на-Дону формировалась вирусология. Социальные преобразования в Советском Союзе привели к необычайно широкому и быстрому росту сети научных учреждений и высших учебных заведений не только в традиционных культурных центрах, но и на обширной периферии страны. Этот процесс со всей остротой выдвигает необходимость интеграции научной деятельности, планомерной координации работы институтов, вузов и лабораторий.

Значительная часть научного потенциала страны сосредоточена в высших учебных заведениях. . Это и вызвало к жизни новую форму организации науки — пять лет назад на Северном Кавказе был создан первый научный центр высшей школы (СКНЦ). При этом, естественно, были приняты во внимание как природно-географические характеристики края, так и его историко-экономи-ческие особенности.

Если окинуть мысленным взором Северный Кавказ, то трудно найти край богаче и разнообразнее. Широко раскинулись бескрайние массивы донских, кубанских, терских степей; тут же рядом величественные. снежные хребты, потухшие вулканы, на востоке — не уступающие среднеазиатским песчаные пустыни, на западе — влажные субтропики, где возделывают-ся цитрусы и чай. Четыре разнохарактерных по своей природе моря омывают край: Черное, Каспийское, Азовское и созданное рукой человека Цимлянское. Солончаки и горные тундры, черноземные просторы и дремучие леса — все есть в нашем крае. Изумительные природные богатства сочетаются здесь с развитым, многоотраслевым сельскохозяйственным и промышленным производством.

Еще в начале 30-х годов Академия наук СССР, исходя из необходимости развития производительных сил страны, рассматривала вопрос об организации на Северном Кавказе своего филиала. По разным причинам это решение не было реализовано. Однако быстро растущее народное хозяйство не только не сняло, но еще более обострило потребность в создании объединяющего и координирующего центра науки в нашем крае

НАШИ ПОДШЕФНЫЕ

Северокавказский научный центр высшей школы

СОЗДАТЬ, ИСПЫТАТЬ, ПРОВЕРИТЬ НА ДЕЛЕ!

Юрий ЖДАНОВ, член-корреспондент АН СССР, председатель Северокавказского научного центра высшей школы г. Ростов-на-Дону

По решению ЦК ВЛКСМ наш журнал шефствует над новыми научными центрами страны. Дальневосточному и Уральсиому научным центрам АН СССР, Киевскому иибернетичесиому центру АН УССР были посвящены специальные номера журнала и отдельные материалы («ТМ» Нв 8, 12—1972 г., № 1, 2, 10, 11—1973 г.).

Сегодня мы предоставляем слово руководителю первого в стране научного центра высшей школы — Северокавказского, объединившего большой научный потенциал: 55 вузов и 206 исследовательских организаций ирая.

В последующих номерах мы продолжим рассиаз о подшефном научном центре.

Предпосылки для возникновения такого учреждения породила сама жизнь. Еще полвека назад ни о какой науке на Северном Кавказе нельзя было и говорить. Этот богатейший край фактически не имел ни научных учреждений, ни вузов. С тех пор многое изменилось. Ныне в Ростове, Краснодаре, Ставрополе, Нальчике, Орджоникидзе, Грозном, Махачкале, Новочеркасске, Таганроге и других городах Северного Кавказа работают 55 высших учебных заведений и 206 научно-исследователь-ских учреждений, в которых трудится свыше 20 тыс. научных работников! Это больше, чем во всей дореволюционной России.

Особенностью СКНЦ является то, что организован он на базе высших учебных заведений и призван в первую очередь планировать и направлять их деятельность. В этом наше отличие от других научных объединений.

СКНЦ строит свою деятельность с учетом потребностей народного хозяйства, определяет организацию новых специальностей, содействует укреплению материальной базы высшей школы Особо ответственна задача подготовки кадров высшей квалификации, способных осуществлять преподавание на уровне требований современной науки. Между вузами Северного Кавказа налаживаются живые контакты, обмен квалифицированными кадрами, помощь при проведении специализированных исследований. Намечена организация единого вычислительного и информационного центра.

Иногда координацию исследований целесообразно поручать отдельному вузу. Так, Грозненский нефтяной институт, естественно, объединяет все работы, связанные с нефтехимическим синтезом. Пятигорский химико-фармацевтический институт обобщает все результаты изучения лекарственных ресурсов, Краснодарский политехнический координирует исследования в области пищевой технологии, Северокавказский горно-металлургический — в цветной металлургии.

Северный Кавказ отличается разнообразием геологических условий, его недра изобилуют нефтью и природным газом.

В свое время академик И. Губкин внимательно изучал Терско-Дагестанскую, Майкопскую, Ку-бано-Черноморскую нефтяные области. Эти исследования привели к важным геологическим обобщениям, содействовавшим открытию новых нефтяных месторождений на Кавказе и на востоке страны, как и предполагал ученый. «Мы думаем, — писал И. Губкин, —

18