Техника - молодёжи 1974-03, страница 23

Техника - молодёжи 1974-03, страница 23

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО НОМСОМОЛА

Большинство глазных хирургов долгое время придерживалось двух-моментной методики. Несколько месяцев больной обходится без хрусталика. Ему подбирают линзу нужной оптической силы, и как только глаз достаточно заживет, его снова разрезают, чтобы эту линзу вставить. Конечно, врач идет на двойной риск, а больной получает лишнюю психологическую травму... Все верно! «Увы! Как говорится, цель оправдывает средства, — утверждали специалисты, — только при двухмоментной операции можно правильно подобрать нужную линзу».

Действительно, одномоментная операция дает большую погрешность. Использовать линзы стандартной оптической силы нельзя, ибо преломляющая сила хрусталика у разных людей изменяется в довольно широких пределах: от 12 до 40 диоптрий.

Нельзя ли усовершенствовать эту методику, вживлять больному искусственный хрусталик с учетом индивидуальных особенностей его глаза?

Вот тут-то самое время перейти к сути работы А. Колинко. Вкратце эта суть сводится к следующему.

Выведена математическая зависимость величины коррекции глаза от всех его параметров (длины оптической оси, рефракции, то есть преломления роговой оболочки, предполагаемого расстояния от линзы до вершины роговицы, по-

На фотографии запечатлена одна из моделей искусственного хрусталика. На рисунке справа показано, как такой хрусталик укрепляется на радужной оболочке глаза, а слева — то же самое изображено сбоку.

Основная ,часть искусственного хрусталика — прозрачная линза, выполненная * из биологически инертного полимерного материала. В отверстия ее тела вделаны опорные петли. Кроме того, по периферии линзы укреплены три радиально направленных опорных стержня. Последние сдвинуты по окружности относительно друг

казателя преломления глазной влаги), а также от заданной его рефракции. Чтобы показать, насколько сложна эта зависимость, одна из формул приведена в заголовке статьи.

Теперь врач, обратившись к составленным на основании такой зависимости таблицам и графикам, сможет по «вкусу» больного подобрать ему зрение. Если вы летчик, шофер, моряк, если вам нужно хорошо видеть вдаль — пожалуйста, вас сделают дальнозорким, да еще таким, что «переплюнете» самого Соколиного Глаза. Если вы чертежник или радиотехник, то при желании можете стать немножко близоруким.

Разработанная методика определения оптической силы линзы индивидуально для каждого больного апробирована в клинике на 281 человеке (306 глаз). Полученная рефракция у 99,4% пациентов совпала с расчетной.

Важность работы Колинко для офтальмохирургии трудно переоценить. Теперь, когда новая методика опубликована, ею с успехом пользуются во многих клиниках мира. Пользуются расчетами Колинко, ее формулами. Наконец-то стала возможной (а главное — гарантированной) одномоментная

друга на 120°, а также сдвинуты относительно опорных петель. На свободных концах стержней — шарообразные утолщения.

Для фиксации искусственного хрусталика опорные петли отгибаются таким образом чтобы радужная оболочка глаза легко входила бы зрачковым краем в зазор между петлей и линзой. Опорные стержни располагаются перед радужной оболочкой, а опорные петли за ней. Шарообразные утолщения на концах стержней предохраняют радужную оболочку глаза от повреждения

\

операция. А это значит — в два раза уменьшается возможность послеоперационных осложнений. В два раза сокращаются расходы государства на трехнедельное содержание больного в стационаре. И к тому же человек избавлен от еще одной встречи со своим недугом.

В беседе со мной Альбина Ивановна заметила: «А что касается премии Ленинского комсомола, то я считаю — это признание не моих заслуг, а признание всего метода интраокулярной коррекции. Ничего я не открыла, сделала только расчеты».

Только расчеты... Только?

Есть в кабинете Альбины Ивановны альбом. В нем фотографии больных. Вот снимки, сделанные до операции, — сколько в этих лицах настороженности, беспокойства, затаенного страха. А вот фотографии тех же людей после операции — во взгляде спокойствие и уверенность. Человек стал видеть. Он забыл о своей болезни.

Я читаю подписи.

— Больной П-в. Зрение до операции — счет пальцев у лица. После операции острота зрения — 0,8. Теперь он снова работает машинистом тепловоза.

— Больной К-н. Зрение до операции — светоощущение. После операции острота зрения — 0,9. Работает инженером, водит машину, снайперски стреляет из ружья.

Кочегары, летчики, моряки, слесари, художники, врачи, артисты — сотни людей вернулись к полноценной жизни.

Сегодня у Альбины Ивановны напряженный день — семь операций подряд. В операционной рядом с ней со скальпелем в руках сидит Элеонора Валентиновна Егорова. Да, да — сидит, потому что офтальмохирурги — это единственные хирурги, которые работают сидя.

Представьте себе длинный стол, простыню, полностью закрывающую лежащего на нем человека. И только в одном месте на белоснежной простыне красное пятно— обнаженный глаз. В этот момент он вбирает в себя, кажется, всю внешнюю информацию, с жадностью следит за всем, что творится вокруг. И под ножом он продолжает жить, двигаться, а главное — продолжает видеть.

Человеческий глаз... Ведь это самый нежный, самый чувствительный орган нашего тела. Мель

щтт

ОбОЛОЧМ ГША

ГТ

ОПОРНАЯ / ЛЕТАЯ

ОПОРНЫЙ СТЕРЖЕКЬ

21