Техника - молодёжи 1974-03, страница 24

Техника - молодёжи 1974-03, страница 24

чайшая соринка вызывает острую боль. А тут по нежнейшей ткани — скальпелем. По самой роговице, и потом, когда она уже «распечатана», словно конверт, в зрачок вставляется хрусталик.

Честное слово, когда приготовленный для операции хрусталик вынимают из «хранилища» — специальной колбы, то, сверкая в лучах яркого света, он удивительно напоминает модель атома, символа XX века — вокруг ядра перекрестие электронных орбит...

Вы когда-нибудь пробовали «продеть» кисть пушистым концом в игольное ушко? И не пытайтесь — не хватит терпения. Хирургу, по-моему, нужно столько же терпения, чтобы искусственный хрусталик с его растопыренными во все стороны петлями и «антеннами» вставить в нервно пульсирующий, трепещущий зрачок. Здесь нужны точность ювелира и твердость руки снайпера, ибо счет идет на десятые доли миллиметра. И недаром почти все свои действия хирург контролирует через микроскоп.

Так для меня открылось чудо микрохирургии.

Тут же, в операционной, установлены телемикроскопы. И все мельчайшие подробности происходящего на операционном столе видны на огромном экране в кабинете главного хирурга. Отсюда он может, если понадобится, руководить операцией.

А главный хирург — профессор, доктор медицинских наук Святослав Николаевич Федоров. Это он впервые в нашей стране в 1960 году произвел операцию по методу «ИКАР». Тогда у нас только слухи ходили об искусственном хрусталике. Федоров сам разыскал людей, которые помогли ему изготовить линзу. И вот первая операция, первая удача. Но вскоре у Федорова появились авторитетные противники. Большинство врачей-офтальмологов с опаской относились к новому методу. Позднее Федоров скажет: «Многие нам помогали, кроме тех, кто по должности своей в науке обязан был помогать».

Вот каким странным образом устроен человек. Ведь и сейчас, 14 лет спустя, когда, казалось бы, все проверено, когда для линз синтезированы и опробованы пластмассы, которые практически могут существовать тысячелетия, не изменяя своей химической структуры, когда уже сотни раз доказано, что с годами ткань, окружающая искусственный хрусталик, не травмируется и что зрение не ослабевает, когда проведено около 1200 более чем успешных операций, — даже сейчас из поликлиник оку

листы направляют своих пациентов на эту операцию крайне редко и неохотно и почти всегда с оправдательной припиской: «По настоя тельной просьбе самого больного».

Уж такова сила инерции. И преодолеть этот психологический барьер, может быть, труднее, чем приручить неподатливые пластмассы, вывести сложнейшие формулы, труднее, чем побороть всесильную болезнь...

Одна из последних моделей искусственного хрусталика, разработанная С. Н. Федоровым и В. Д. Захаровым (см. рисунок и фото), отличается от прежних немногим: на передней поверхности для уменьшения контакта с роговой оболочкой вместо петель — округленные на концах стержни. Но этой, казалось бы, «мелочи» было достаточно, чтобы хрусталик такой конструкции стал явлением в научном мире: лицензии на изобретение и технологию его изготовления приобрели фирмы Англии, США, Голландии ..

В заключение приведу, на мой взгляд, знаменательные слова Федорова: «Природа, создавая человека, наделала много ошибок. И мы не хотим эти ошибки повторять. Мы создаем более совершенные в оптическом отношении искусственные хрусталики, чем естественные. При «сотворении» человеческого глаза в распоряжении природы не было таких совершенных материалов, какими располагает сегодня человек. Ведь прозрачность естественного хрусталика, состоящего из белка, всего лишь 65%. И со временем она постоянно уменьшается — для человека мир постепенно тускнеет. Мы вводим искусственные хрусталики с абсолютной, 100-процентной прозрачностью, и такой она остается до самой смерти.

Если у системы «естественный хрусталик — роговица» разрешающая способность 42—43 штриха на миллиметр, то у системы «искусственный хрусталик — роговица» она равна 53 штрихам на миллиметр. Сейчас перед нами стоит задача — еще больше увеличить эту разрешающую способность. Как? Один из способов — получить искусственный хрусталик с большой глубиной резкости из 2—3 хорошо сбалансированных линз. Тогда зона резкости будет от 10 см до бесконечности. Естественному хрусталику тягаться с ним будет совсем трудно».

Над решением этой и других перспективных проблем и трудятся профессор Федоров, его сотрудники и среди них — молодой ученый, лауреат премии Ленинского комсомола Альбина Ивановна Колинко.

СОЗДАТЬ, ИСПЫТАТЬ, ПРОВЕРИТЬ НА ДЕЛЕ!

(Окончание. Начало на стр. 18)

ципы организации по проблемам, когда тот или иной коллектив создается для решения конкретной задачи. После ее разрешения коллектив переформировывается в соответствии с новыми целями.

Можно предвидеть, что конечным итогом интеграции науки и производства будет создание единых научно-производственных комплексов, объединяющих усилия вузов, институтов и промышленных или сельскохозяйственных предприятий. Прообразом таких отношений может явиться договор о долговременном сотрудничестве, заключенный между СКНЦ и ростовским химическим заводом имени Октябрьской революции. Договор предполагает участие кафедр вузов в совершенствовании технологии производства неорганических пигментов (окиси цинка, ультрамарина, титановых белил и др.), разработку мер по защите окружающей среды от загрязнения отходами производства, использованию их, в частности, для нужд сельского хозяйства. Помимо этого, другие институты включаются в составление плана социального развития заводского коллектива и организацию автоматизированных систем управления в цехах. Следует подчеркнуть, что договор предусматривает совместную работу группы вузов. Такая кооперация была бы невозможна без организации СКНЦ.

То, о чем. рассказано, лишь бегло характеризует основные направления работы СКНЦ. Многое надо искать, в первую очередь формы сочетания учебной и научной работы, теоретических и практических исследований. Ученые Северного Кавказа разделяют мысль, что нет ничего практичнее хорошей теории, поэтому они будут продолжать углубленную разработку фундаментальных научных проблем: от механизмов химических реакций до происхождения галактик.

Объединенные усилия всей научной общественности, творческой интеллигенции нашего края помогут нам найти наиболее правильные пути решения поставленной задачи — создать, испытать, проверить на деле, сформировать первый в стране вузовский научный центр.

22