Техника - молодёжи 1974-03, страница 32

Техника - молодёжи 1974-03, страница 32

УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ

Юность строит города. Перегораживает плотинами великие реки. Возводит гигантские заводы. Взгляните на первую обложку этого номера. Так проектируют теперь города и электростанции. Это будущее всех Всесоюзных ударных. Но Див-ногорск, Красноярская ГЭС начинались иначе. Первый энергетический цех Енисея проектировали несколько лет, строили его в течение трех пятилеток.

На стене здания дирекции Красноярской ГЭС ленинградские архитекторы йГ художники создали великолепное мозаичное панно. Оно выложено из вечных пластин красной смальты. Внизу надпись: «Ленину». И изображен на панно Владимир Ильич.

Символично, что энергетические звезды первой величины загораются там, где Ленин мечтал о России, Залитой электрическим светом. Символично, что энергетические звезды, первой величины зажигает комсомол, носящий имя Ленина. Семнадцать лет она, Всесоюзная ударная, была флагманом комсомольских строек. Решение партии — ввести Красноярскую ГЭС в строй действующих на полную мощность — выполнено. Группе проектировщиков и строителей станции присуждена внеочередная Ленинская премия.

Специальный корреспондент журнала Валерий ЯРОСЛАВЦЕВ рассказывает в своем репортаже о настоящем и будущем сибирской энергетики, новые звезды которой еще предстоит зажигать комсомолу.

К 50-ЛЕТИЮ

со дня

ПРИСВОЕНИЯ КОМСОМОЛУ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

Валерий ЯРОСЛАВЦЕВ,

Шесть хождений за три моря

Лихтер «Лодьма» швартуется в Ленинграде у Свердловской набережной. Это рабочая набережная Ленинграда, на нее выходят ворота Металлического завода имени XXII съезда КПСС. Здесь в трюмы «Лодьмы» грузили рабочие колеса турбин Красноярской ГЭС.

Пристань пока осталась «безработной»: два года назад «Лодьма», преодолев за 29 дней 11,5 тыс. км, доставила из Ленинграда в Дивногорск последние два рабочих колеса для 11-го и 12-го гидроагрегатов. Это был последний, шестой по счету переход «Лодьмы» из Невы в Енисей через три моря — Белое, Баренцево и Карское. О «Лодьме» и ее беспримерных рейсах писали достаточно, я лишь напомню, почему этот обычный морской лихтер водоизмещением 3 тыс. т стал вдруг настоящим баловнем прессы.

Чрезвычайно сложной оказалась проблема доставки рабочих колес турбин из Ленинграда в Дивногорск. Каждое из них, имея в диаметре 7,5 м, весит 240 т. Прежде чем везти эти колеса по железной дороге, пришлось бы разрезать их на четыре части, а на всем расстоянии от Невы до Енисея приостановить встречное движение поездов: негабаритный груз. Сборка колес *в Дивногорске потребовала бы огромных дополнительных расходов: пришлось бы сооружать большую печь термической обработки, устанавливать гигантский карусельный станок.

Решили доставить колеса Северным морским путем. С помощью специальных тележек погрузили их в трюмы переоборудованной «Лодьмы», и 6 июля 1965 года начался этот первый в истории мореплавания рейс.

Смелый эксперимент удался: мощные буксиры провели «Лодьму» через штормы и торосы Северного Ледовитого океана, через пороги и перекаты Енисея, груз благополучно прибыл в Дивногорск.

Такие рейсы стали привычными. Впрочем, и завершающий — шестой — был ие менее труден. Журналисты плыли на «Лодьме» последний участок ее пути. Они расспрашивали капитана Аполиена Лысаченкова насчет вдребезги разбитого прожектора на правом борту. Он отвечал, что

разбило восьмибалльным штормом в Баренцевом море. Тогда он невозмутимо покуривал в рулевой рубке, но на подходе к Дивногорску заторопился к себе в каюту за парадной морской фуражкой... Все-таки последний рейс к Дивным горам, да и груз в одном из двух трюмов лежит особый.

Юбилейная турбина

У «Лодьмы» был своеобразный «предшественник» — три обыкновенные телеги. На них уместилась первая советская водяная турбина для Окуловской бумажной фабрики, изготовленная в 1924 году на Металлическом заводе. 55 квт — такова была ее мощность.

Ленинградский Металлический завод имени XXII съезда КПСС — флагман советского гидротурбостроения — изготовил все двенадцать красноярских турбин. Двум последним турбинам присвоен государственный Знак качества. По техническому оснащению они превосходят первые десять таких же машин. Два подобных агрегата заказали, посетив Красноярскую ГЭС, канадские энергетики.

Несколько лет назад один из конструкторов Металлического завода рассказывал журналистам:

— Если бы колеса для красноярских турбин мы изготовили по существовавшим к тому времени чертежам, пересчитав конструкцию колес соответственно мощности агрегатов, они весили бы четыреста тонн. Пришлось бы построить новый цех, новые станки, новые краны...

«Лодьма» доставила в Дивногорск двенадцать колес не по 400, а по 240 т каждое. Потому что этот инже* нер и его коллеги впервые осуществили смелую идею: делать радиально-осевую турбину с пятой на крыше. Не потеряв мощности, агрегат стал компактнее, легче.

Некоторые цехи, конечно, пришлось реконструировать, построить ямную термическую печь с диаметром входного сечения 9.5 м — самую большую в Европе, создать новый участок сварки рабочих колес турбин. Кстати, такие сварно-лнтые цельные колеса изготовлены впервые в мире.

Одиннадцатую турбину на заводе назвали юбилейной. Она стала завершающим вкладом ленинградских турбостроителей в 100 млн. квт энергетических мощностей. Именно такие

30