Техника - молодёжи 1974-05, страница 11ому не приходилось видеть в учебниках или научно-исторических сочинениях портреты Михаила Васильевича Ломоносова, одного из первых членов Российской академии наук, основателя Московского университета. Теперь доказано, что все эти портреты — вариации одного оригинала, выполненного австрийским художником Г. Преннером. Ломоносов изображен за работой. На нем парик и красный парадный кафтан. Руки положены на стол, в правой — гусиное перо, левой он придерживает лист бумаги. Но есть и другой, менее известный холст. Он воспроизведен на этой странице. Беглого взгляда на него достаточно, чтобы заметить: облик ученого мало похож на тот, что запечатлела кисть Г. Преннера. Ломоносов в простом кафтане, без парика, лицо обрамляют темно-русые вьющиеся волосы. Ныне портрет (55X38 см) украшает одну из стен Овального зала Публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина. Автор неизвестен. В ^1965 году, когда в Ленинград съехались специалисты по ломоносовской иконографии, подлинность портрета была полностью подтверждена. Да, на нем изображен имеиио Ломоносов в возрасте около 30 лет. Об истории этого живописного полотна мы знаем только то, что рассказал литератор Иван Ремезов, когда подарил его библиотеке в 1888 году. В начале XIX века портрет «находился в Москве, в доме деда — коллежского асессора Андрея Федоровича Ремезова — и в 1812 году был проткнут штыками французских солдат». Порванное место неумело заделано со стороны красочного слоя, а на оборотной стороне приклеена заплатка. После окончания войны с Наполеоном А. Ремезов переехал в Петербург. Полотно он взял с собой. Холст по наследству перешел его сыну, Сократу Ремезову, а затем Ивану Ре-мезову, внуку коллежского асессора. В библиотеке портрет висел до 1965 года, когда его подвергли экспертизе. Тогда же художник С. Коненков провел реставрацию, искусно восстановил поврежденный красочный слой. Затем портрет Ломоносова снова занял свое место в Овальном зале библиотеки, где находится и теперь. Новый портрет
|