Техника - молодёжи 1974-11, страница 16ЗАЧЕМ ИЛИ ЗА ЧЕМ ЛЕТЕТЬ В КОСМОС? ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ЛИ ФАНТАСТИКА БУДУЩЕЕ? СМОЖЕТ ЛИ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ПРОСТЕРЕТЬ СВОИ ГРАНИЦЫ ДО ЗВЕЗД? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПРЕДЕЛЫ ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА НАД МАТЕРИЕЙ? Ф. Пол. Прежде всего я хочу сделать одно признание. За свою теперь уже довольно длинную жизнь я написал несколько фантастических романов, десятки рассказов, выдумал сотни самых невероятных ситуаций. И все же нынешняя наша беседа мне представляется в высшей мере фантастической. Вы удивлены? Но если бы мне даже в конце 50-х годов сказали (или предсказали), что я когда-нибудь буду разговаривать с русским космонавтом, — я бы тоже удивился. Мое поколение, мужавшее между двумя мировыми войнами, не очень-то рассчитывало на невероятные технические диковинки. Нам казалось, что все уже изобретено до нас. Чего еще было ждать после появления радио, электричества, кинематографа, автомобиля, трамвая?.. Космические путешествия, полеты к другим планетам — все это маячило где-то там, в третьем тысячелетии. Но вот ясным днем 12 апреля 1961 года над Землей воспарил ваш собрат и соотечественник Юрий Гагарин — и словно раскрыл небесные врата всему человечеству. Сознаюсь, потрясен я тогда был несказанно. Россия, которая в моем сознании была страной дремучих лесов, медвежьих углов, Россия, потерявшая в борьбе с фашизмом двадцать миллионов лучших своих сыновей, — эта Россия нашла в себе силы первой ступить на звездный путь. Тут было над чем поразмыслить... В. Севастьянов. Ваше удивление вполне понятно. Вспомните, что даже Герберт Уэллс, записавший книгу «Россия во мгле», ошибся в своих представлениях о судьбах нашего Отечества после революции. А ведь в чем, в чем, но в .провидении великому английскому фантасту трудно было отказать: у Уэллса, несомненно, был дар ощущать будущее. Но недаром еще в прошлом веке наш замечательный поэт Тютчев сказал свое бессмертное: «Умом России не понять». То, что мы положили начало космической эре, — закономерный итог развития не только нашей науки, но и нашего национального самосознания, социалистической демократии. Ф. Пол. Все это так, однако меня как писателя волнуют не только общие закономерности, но и личные мотивы, психологические подоплеки тех или иных поступков. Мне доводилось встречаться с американскими космонавтами. И всякий раз я не мог удержаться от вопроса «зачем?». «Зачем вы полетели на Луну?», «Зачем или за чем вы стремитесь в небо?» Не как исполнитель коллективной воли. Не как профессионал. Как личность — зачем? В. Севастьянов. И какие вы получали ответы? Ф. Поп. Естественно, отвечали по-разному. Возможность испытать себя в критической ситуации. Послужить благородному делу науки. Посмотреть на Землю «со стороны». Конечно, такого рода признания меня не могут удовлетворить вполне. Да, есть извечное стремление в небо, жажда полета. Но не менее сильна и привязанность к матушке-Земле. Помню, как меня изумила одна мысль Ивана Ефремова (сила таланта которого, на мой взгляд, под стать Уэллсу). Ефремов считал, что скоростной транспорт не только сократил расстояния, но и видоизменил наши представления о планете. Она стала меньше, она сжалась, как спущенный футбольный мяч, все наши глобальные радости и беды предстали как на ладони. Зачем же улетать от этой маленькой Земли, не решив множества насущных ее проблем: социальных, экономических, экологических? Тут полезно вспомнить изречение, принадлежащее, если не ошибаюсь, Плутарху: «Я житель маленького городка и не покину его, чтобы он не стал еще меньше». Об этих и многих других проблемах беседовали в редакции журнала «Техника — молодежи» Виталий СЕВАСТЬЯНОВ — прославленный советский космонавт. Герой Советского Союза, и Фредерик ПОЛ — известный писатель-фантаст, президент Ассоциации американских писателей-фантастов ЗВЕЗДНЫЕ МОСТЫ ЧЕРЕЗ РЕКУ ВРЕМЕНИВ. Севастьянов. Но Одиссей-то покинул родную Итаку и поплыл за тридевять земель! Рискну задать вам ваш же вопрос; за чем он пустился в этот свой путь, исполненный испытаний и тягот? Ф. Поп. Известно за чем: за волшебным золотым руном... В. Севастьянов. За пространством и временем! Ф. Поп. За пространством — это я понимаю. Но что значит «за временем»? В. Севастьянов. Уже в глубочайшей древности философы столкнулись с неразрешимым, казалось бы, парадоксом: прошедшего уже нет; будущее е щ е не существует; стало 5ыть, граница между ними фактически отсутствует. Где же место настоящему? Ф. Пол. Вспоминаю: противоречие может быть разрешено, если включить в настоящее отрезки прошлого и грядущего. 14
|