Техника - молодёжи 1975-04, страница 52т дамп жилищ На полях стр. 46—49 вы видите наскальные изобра ження. исследованные экспедицией СВК НИИ в Чукотском Заполярье на реке Пегтымель. поразительно близкие по стилю некоторым североамериканским петрог лифам, дающие наглядное представление не только об охотничьей жизни обитателей дальневосточного азиат choVo Севера, но и о высоком уровне развития у них искусства. Их излюбленные сюжеты — охоте на диких оленей возле переправ этих животных, на морского зверя с лодки или байдары с помощью изобретенного здесь особого поворотного гарпуна. Самый впечатляющий образ искусства — фантастические человекоподобные мухоморы, образ, навеянный древнейшим североазиатским обычаем поедать мухомо ры в качестве галлюциногенного средстьа. Он перекли кается с такими же экзотическими статуэтками челове коподобных грибов у древних майя в Центральной Аме рике. Это сходство -ярчайшее доказательство древнейших культурных связей, направленных из Азии в Америку. На этой таблице вы видите общую классификацию пегтымельских петроглифов с учетом их изобразительных сюжетов и стилей.
дамй жйлищ: на эсмЯь-ми и слегка углубл лю. Первые очень пЪхоиф на чумы или вн цев. Вторые своими длинными входными коридорами напоминают жилища американских индейцев, эскимосов и ительменов. Их форма в плане удивительно напоминает гигантскую грибную шляпку, что, в свою очередь, вызывает в памяти женщин «мухоморов» пегтымельских петроглифов Заполярной Чукотки. В одном из них оказалось погребение человека. В другом же, где, судя по всему, обитал колдуй, мы нашли захоронение домашней собаки, вероятно, одной из древнейших на земле. Она была погребена совсем как человек, с каменными орудиями труда и с красной охрой. Каменная индустрия поселка очень походила -на арктическую американскую. Нет никакого сомнения, что обитатели ушковскнх становищ периода VI культурного слоя были предками каких-то переселенцев из Азии в Северную Америку, в арктические ее области. Скорее всего они были общими предками алеутов и эскимосов и проникли туда со стороны Северо-Восточной Азии, в частности, из Северной Камчатки — как раз по затонувшей Берингии, о которой itfoi говорили выше. И произошло это накануне ее затопления, примерно 9—10 тыс. лет назад. Но самое интересное и значительное оказалось на ушковскнх стоянках еще глубже, в еще более древнем, седьмом, культурном слое. На глубине свыше 2 м мы нашли следы костров рыболовов и охотников на мамонтов. Эти костры обогревали древних охотников около 15 тыс. лет назад. Каменные отщепы, скребки и удивительно своеобразные каменные наконечники стрел и дротиков, непохожие на все известные нам до сих пор в Сибири, но весьма близкие к древнейшим американским типам. Там же были обнаружены и тщательно раскопаны два огромных (каждое более чем в 100 м2), двухкамерных вигвамообразных жилища, а между ними первое на северо-востоке Азии и на Дальнем Востоке палеолитическое погребение. Могильная яма, выдолбленная в каменистом грунте, и большая площадка вокруг нее были засыпаны яркой, как огонь, алой, как кровь, охрой — непременным для палеолитических погребений магическим «восстановителем» жизненной силы. А на дне могилы — огромное количество бисера и различных подвесок, с поистине ювелирным мастерством сделанных каменными резцевидными остриями из мягкого цветного камня — пирофилита. орудия были найдены тут же. Таким типично индейским «вампумом» была украшена вся одежда погребенного. И сходство с индейской культурой, конечно, не случайно. Перед нами предстали как бы азиатские истоки исконно индейского обычая носить вампум — ожерелья, пояса и различные другие украшения из бус и бисера. И это уже более широкое сходство с древнейшей американской культурой, не только с арктической и субарктической эскимосской и алеутской, но и с более южной. В центральном вертикальном столбце дано развитие основного сюжета (изобразительного канона), связанного с диким оленем — главным промысловым животным. Сначала (во II —I тысячелетии до н. э.) изображались одиночные реалистически исполненные олени. На более поздних петроглифах (I тысячелетие до и. э.) это уже целые сценки охоты на плывущего оленя с небольшой лодочки (каяка), в которой сидит охотник с двухлопастным веслом, загарпунивающий зверя. Справа на таблице цифрами показано количество сочетаний того или иного изобразительного канона с той или иной стилистической манерой изображения оленей (стили оленей показаны наверху справа, а цифры на координационном поле означают здесь количество петроглифов). Интересно, как со временем все более абстрактным становится этот канон (в конце концов от лодки с охотником остается только весло), а стиль все более схематичным. На левой стороне таблицы тем же способом, цифрами, показана встречаемость с этими канонами других изобразительных сюжетов, а именно, человекоподобных мухоморов, и больших многовесельных лодок, с кото рых охотились на морских животных, китов, нерп и других. :асаток. * ^г t
|