Техника - молодёжи 1976-01, страница 23

Техника - молодёжи 1976-01, страница 23

«УСКОРИТЬ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВЕДКУ НОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ, ПРИРОДНОГО ГАЗА И КОНДЕНСАТА ПРЕЖДЕ ВСЕГО В СРЕДНЕМ ПРИОБЬЕ И НА СЕВЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ, ЯКУТСКОЙ АССР И КОМИ АССР, В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСКОЙ ССР (ПРИКАСПИЙСКАЯ ВПАДИНА)».

Из проекта ЦК КПСС к XXV съезду «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы»

наконец-то Крайний Север даст месторождение нефти, сравнимое со Средним Приобьем. Девять лет прошло с тех пор, как Юра Яровой передал на базу свое оптимистическое, но не подтвердившееся предположение, а нефтью в Арктике все еще только пахнет, не более.

Валерий Калюжнов — инженер по инструменту. Два года назад закончил институт. Когда Карскую экспедицию стали создавать, сразу попросился сюда. Рассказывает о своем знакомстве с Арктикой:

— Когда понял, что работаю в Арктике? В пургу пошел на пятую буровую — метров триста от базы. Все нормально: ориентир — фонарь на вышке, он выше пурги. Пошел обратно — и потерял фонарь из виду. Растерялся. Испугался даже. Кричать начал, а сам думаю: «Зачем это? Все равно никто не слышит». Покружил-покружил, фонарь нашел, вернулся к вышке и от нее потопал снова.

На самой буровой не до разговоров. Двумя секциями опускают 90-тонную промежуточную колонну. Вахта стоит на местах, а инженеры кольцом, полупригнувшись, следят, как навинчивается муфта, нет ли перекоса резьбы.

Слава Кузнецов дернул меня за полушубок: «Поехали!» Через 100 м на виду остались только снежная горка, под которой запрессованы в плотном снегу балки, да вышка, похожая на черную А, написанную на белом полотне тундры.

Обед. Полушубки на гвоздях, шапки за пазухой. Самые промасленные телогрейки — на полу. Под столом,

за которым сидит кассирша, сугроб — надуло в еле заметную щелочку в раме окна.

Но как пахнет свежим хлебом! Эх, какой хлеб! Ну, думаю, раздобыли себе геологи мастерицу со стажем! Прошу познакомить.

Стоит девчонка в халатике — Галя Вяткина. И уверяет, что нигде хлебопечению не училась. Закончила профтехучилище, две навигации проплавала поваром. Поваром же работала на Харасавэе. А тут у единственного хлебопека — отгулы с марта до июля. Поставили на это боевое дело Галю!

— Мне только объяснили, как это делается: мука, вода, дрожжи.

— И все?

— А что еще?

Чувствую смущение в голосе: что-то еще полагается, а она упустила?..

Еще, наверное, талант. Чем же другим объяснить эту высокую пышность буханок, их аппетитную ноздреватость и упругость, которые так напоминают здесь, на 71-м градусе северной широты, о пшеничных полях и весенних росах?

День третий. Суббота

Ветер северо-восточный. 12 м в секунду. Минус 20°.

Петр Михайлович Нечаев, председатель разведкома, инженер-вышко-монтажник, рассказывает о своих проблемах. Одна из них — забота о быте. Экспедиция, висящая на кончике воздушного моста Тюмень — Харасавэй, спотыкается о каждую мелочь, которую на Большой земле и проблемой нельзя назвать.

На снимках:

Вокруг Ямала мелководье. Транспорт «Нордвик», доставивший оборудование и снаряжение для буровиков, разгружается с помощью плоскодонных самоходных барж.

Буровиков из бригады Павла Кожевникова десантировали в глубину тундры.

Например, постельное белье. Вода здесь плохая, да к тому же ее мало. Стирать все возят в Тюмень. Спецодежда — срок носки надо уменьшать почти наполовину: сапоги и валенки механизаторов бессильны «супротив солярки». Проблема досуга, проблема информации...

К обеду вышло солнце. И тут же норд-ост стал царапать, снег длинными пальцами белой пушистой поземки. Снег полез в щели, накапливаясь, уплотняясь.

Со старшим топографом экспедиции Андреем Васильевичем Марты-сюком (он «сажает» буровые на те точки, что выбраны геологами) обходим базу. Идем на горку, там строится двухэтажное общежитие, точнее, гостиница. Ее, утверждают строители, не будет задувать. Здание из бруса. Хорошая планировка, удобные секции. Но бросается в глаза некоторая несообразность. Окна. Остекление только двойное, хотя в специальных балках, арктических, оно тройное. И еще — в окнах совсем нет форточек. А ведь даже в маленьком балочке, где живут всего три-четыре человека, чувствуется нехватка свежего воздуха.

Потянул ветерок, стал острее. На

21

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техник-топограф
  2. Норд ост направление ветра

Близкие к этой страницы