Техника - молодёжи 1976-02, страница 19\Л мена Валерия Байдалюка и Сер-* 'гея Гавриша запомнились нашим читателям еще по прошлому конкурсу «Мир двухтысячного года». Много общего между молодыми художниками (Байдалюку — 24 года, Гавришу — 26), хотя и работают они в разной манере: Валерий увлекается чеканкой, а Сергей — по всей своей природе живописец. Оба — сибиряки. Валерий живет и работает в Братске, а Сергей в селе Баеве, что в Алтайском крае. Удивительно ли, что тема завтрашней Сибири привлекла их к себе так же мощно и неудержимо, как и проблема освоения неведомых доселе планет. «Сегодняшнюю Сибирь я знаю, — говорит Валерий Байдалюк. — А завтра?» — и задумывается... Да, современная Сибирь молодым художникам хорошо знакома, но тем больше хочется вглядеться в ее грядущий день. «Ритм БАМа» — так назвал В. Байдалюк свою работу, публикуемую на обложке журнала. ...Вот и позади долгий, упорный труд. Серебряный костыль забит в шпалу у последнего рельса трассы. В молчании, гордом и сосредоточенном молчании, на мгновение застыли победители времени и пространства. Финиш многолетнего пути. Начало нового дела. «Человек, держащий в своих руках солнце, — пишет В. Байдалюк о своей работе «Солнце над Сибирью» (слева вверху), — дерзновенным трудом согревает необъятные просторы сибирского края. Люди, осваивающие его богатства, строители новых городов, гидроэлектростанций, строители коммунистического завтра Сибири — разве запасы энергии их сердец уступают нашему дневному светилу? Нет, ибо нет ничего ярче на свете, нежели сияние ленинских идей...» Сергей Гавриш много поездил по свету, отсюда и диапазон его творческих замыслов и свершений. Мягкое зарево расстилается над северным городом. («Город в Заполярье» — справа внизу. Сл е -в а — вторая работа С. Гавриша «Дорога».) «Север, — вспоминает С. Гавриш, — это фейерверк красок. Закат и восход, слившиеся воедино. Расплавленное золото облаков и фиолетовые озера. Трава, поднимающаяся за день. Это словно иная планета. А полярная ночь? В зеленой проталине неба — багровое око луны. Царство непуганых лебедей, куда придут витязи XXI века». И куда пришли уже люди века двадцатого, добавим мы от себя. Увидеть человека будущего — вот в чем предел творческого воображения художников-фантастов. Ибо мир без человека холоден и неподвижен. Но каким ему, человеку грядущего, суждено быть? «...Напрасно пытался приблизить я недоступные города, чтобы увидеть людей, — сетует С. Гавриш. — Перед моим взором проносились лишь сверкающие ажурные строения. И тогда я чаще стал вглядываться в лица прохожих...» Сергею вторит В. Байдалюк: «Недавно я был на Усть-Илиме, видел стройку, строителей ГЭС. Сегодня все это только строится, а завтра — большой, благоустроенный город, множество крупных предприятий. Я разговаривал с людьми и вдруг понял — будущее рядом с нами, оно уже среди нас. Разве м не интересно его представить и изобразить?» Два молодых человека, два талантливых художника-фантаста, они даже незнакомы друг с другом. Но они знакомы с будущим нашей страны, потому что это — их будущее. ЛЮДМИЛА КИРИЧЕНКО, учительница, г. Монино Московской обл. |