Техника - молодёжи 1977-03, страница 40Портрет Андре Мальро, выполненный в виде «теневого панно». возле портрета, я видел на той же стене, где ничего не изменилось, портрет усталого старика — посмертный портрет писателя. Те же солнечные лучи падали на поверхность стены. Но тени были уже совсем другими, потому что солнце освещало панно с другой стороны, создавая новый образ теми же самыми, удивительно простыми средствами. Автор этой необыкновенной живописи, незаметно менявшейся перед глазами не за счет механических или каких-либо иных средств, а только за счет движения солнца над горизонтом, Ролан Балади позже рассказывал мне: — Человек давно использовал тень. Вспомните древнеиндийский теневой театр хотя бы... Сколько в нем остроумия и выдумки. Но, оказывается, уже семь тысяч лет тому назад древние египтяне, возводя свои пирамиды, придавали их теням серьезное значение. Каждый год, на протяжении семи тысячелетий, тень, отбрасываемая пирамидой 21 марта, падает совершенно определенным образом и в течение всего лишь 15 секунд отмечает наступление грандиозного события в жизни страны — большого разлива реки Нил. Падение тени — сигнал наступления весеннего праздника Шам эль Нес-сим. Невероятная четкость работы теневого прорицателя заставила меня задуматься, — продолжил художник. — Подобные сооружения существуют и во Франции. Сквозь Триумфальную арку на Елисейских полях солнце видно только 2 декабря — в Константин ФЕЛЬДЗЕРГ Франция С детства вспоминается мне рассказ «Человек, лишившийся своей тени». Из веселой этой истории я понял только одно: тень необходима... Тень — естественная часть нашего существования... Недавно я получил полное подтверждение высказанной выше мысли. Я стоял возле гигантского, во всю стену, белого панно. На меня в упор смотрел с него молодой и обаятельный писатель Андре Мальро. Портрет был сделан сорок лет назад, и он вставал перед моими глазами, сотворенный не кистью, не резцом. Солнечные лучи, падая на стену, разбивались о небольшие выступы на ней. И эти, почти незаметные глазу выступы отбрасывали тень, рисовавшую контуры всемирно известного писателя. Каково же было мое удивление, когда вечером, стоя на том же месте .- г г г г г. г. г. , г ,, . , 777777777 .'е.в«еччэвеегвэ • fr?rr?.-??7rr-rT?f wv. гг?^гРввввчээекээг т »гт'.">-777тг7гт77«1»т777»*№®*|е»«»»4элв«ээа ?77ггУ77*77777««»вб7777 7еебебев34эе вэээг 7 ,77777 г г г / 7/ г г - .- -Г Г Г 77 777777771 66068666077 ?66в66В5«ЭЭЗЭЭееЗ 7 >7777777/777777777-^7777?7?7в(? 5 44433677777е665ВЭ44ЭЭЭевВ1 £ ;^;7777^77777^7/Г777777У7^в0044<«^В67-'777вввв8В55-»ЭЭЭ1:еее 7777VГГГГГГГГГГГГ У-?7ТТ777Г776544446677777766666334ЭЗЗСВ11 7V77V7.'?7777 7 7 , 777777/777776444 1В577У777?7«ев5544ЭЭЭее« -7?в777777?'>777/7777?-7Г77У77бе5545БВ?7777777в€505В44ЭЭ«« 777777777/77 7 V?V>t7777777V7770.356SB667'7777666654443333331 *.67£Ь*77>/7 /77/77 7777Г7 Г7, 666666770766066668334 4 33336:! в76*',-7Г 76М /7777777777777777776766615666668334333366: 6666en7?^7?f67 -7'7^7777777777 Г7/7 "77/«еев6ве55ВВ54ЭЗЕВеге !>6в?ЬС.666777'77 77777777777 ^7 <-/776666Вав866вВ464ЭЭеег»« •663Ч£666Г 3366666777777777777777777666 i86flBb8Ci%B44333E61 1 1 Sslsb' С1бв56Ч44ВЬбев66666666вввСе5Ьв6566Прввв66564^4ЭЗВВ1 16J ,4??".ч?в?в4зэз4 44зсввззяаьвб54 4 1внбв5бв«ввбваб444зэ8вв»»ое« М044 4 I *вР544Э44»36В«5666063вВ4444-13В5еи6655В444 4-5ЭЕЕ 11666* 14-м4 i ^аввеъв«(34 4вза5абебееъвв"4 4э4 4в^езвеве44 44эээш» neeei 14 4 4 4 4 4556663655383666666666.554 4 43333431» 64 ЭЗВВ 1 J 1 666J 1434445ti56F6"55836663665666665443333344£л85385444333В1666601 !44 4 4'.'..5801 66teeCB07eee6B6re е4 433В13Ч4Г1$ВЗЬ564 4 3Э3 4 1<?066в1 14 444 4 15<?г1.бвйбвееввввб7беббвв 14зеееэ4 4« ьььзвв-иззееиеебее; «44И43чввигвебееев777б?сеоеъ5е4эаегез44! sss5«4433eeieeeeeo; 144444 1пвелбвбввб7/7вбвббббВввв4Э«вввэ44-1ввь443ээегв1бб1ббб1 1444444В5Ьебеб6777777766666666В4гВ1беЭ44ВЪ9344ЭЗВВ1t1111066J '44S И45В£ГГ.в6677777?76в67в66в4Э2 J ie3344'5E5S4333eei 11111160< 4 4 454 4 «^СЧ!.С.вВ6 7 6777в7776 77С0в4ЭЗее334 4 4В5В5ЭЭвВВг1еВВВВ116: 54455448Ъ3581>6666вв766в66666В43ЭВЕ34344г*а544ЭВЕ£111ВССЕЕ111 U404 4AS55se3aeeBe.>l»eeeeeeees43333343345'-5443BfifieeEefiEfieiie« 44^Н44вг5^ббе<збвббб77еебб44з?ззз4зз34 14зззввввввввевв100 443444444 46666666666666666664 43 ЭЗЭ4 4 334444 4 4ЭВВВВ6ВЗВСВВ116 3444ЭЭ34444535169666666666694363S434 3444«чэчлэбвееебе!111*6< »ЭЭ4ЭЗЭ4444565*.566П660966беЭЭ43ЭЭ4ЭЭЭ34Ц445ЭеабВЕВВЕ1111116 >43433333344444393ве533еЗ«3344Э44444Э4Э4ЭЭЭЭЕЕ1111111666666-J3J433343334 44 45«3"3366655588544 44 3334 333-*£EEEEEl И 1110061660' ЭЗЭ4ЭЭЭ44Э444449в53555533555444444Э4Э66В111В111111116661666-»Э34ЭЗ.Э444444-»4биаЧВаЗвЧввав4444*4ЭЭВВВв1 I IU««1«I»1M»IJJJ' злзээл44 44 4 4 44п44 4в44 45344 4 444эээввв11111 щвеевевееееееее На снимках внизу (слева направо): Тени египетских пирамид, падая в строго определенном направлении, вот уже 7 тысяч лет предсказывают начало весны. Крохотные выступы на гладкой поверхности стены, словно крохотные пирамиды, дают разные тенн в зависимости от расположения источника света.
|