Вокруг света 1986-04, страница 38

Вокруг света 1986-04, страница 38

'ОПРОСЫ,МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ » СООБЩЕНИЯ, ВОПРОСЫ, МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

1100 КИЛОМЕТРОВ НА МОТОНАРТАХ

Стоял легкий морозец, и мотонарты шли на редкость резво. Поверхность тундры была чуть-чуть холмистая, и от этого создавалась иллюзия знакомого движения по морю, когда мертвая зыбь плавно поднимает и опускает плывущий корабль. Слева лежало Охотское море...

Уже ночью, при свете фар и фонариков, мы подъехали к реке Хайрюзова, на противоположном берегу которой находился поселок. Сейчас, в темноте, река казалась широкой. К тому же поверх льда стояла вода. Ситуация была не из радостных. На той стороне призывно светился огнями поселок, предлагая теплый ночлег, а здесь голая, без единого кусточка тундра. Желание закончить сегодняшний долгий путь в доме взяло верх, и мы решили переправляться. Свет фары выхватил из темноты полоску реки, не доставая противоположного берега. Темная поверхность вызывала озноб... Никто с уверенностью не мог сказать, что лед, по которому нам предстояло двигаться, был достаточно прочен. Виталий Меньшиков, руководитель экспедиции, с палкой в руках шел первым, простукивая каждый метр, за ним медленно, соблюдая дистанцию, двинулись мотонарты. Нервы у нас были напряжены до предела. Вдруг где-то на середине реки услышали треск. В этом случае обычно говорят, что все внутри похолодело. Нам же стало жарко. Все тело напряглось в ожидании непоправимого, и, если бы треск повторился и лед начал проваливаться, вряд ли бы мы могли принять правильное решение. Но все обошлось. А когда наутро мы увидели место переправы, казавшееся теперь таким мирным, стало смешно за наши ночные страхи.

Мы рассказали лишь об одном эпизоде нашего похода на мотонартах от Петропав-ловска-Камчатского до поселка Палана, вдоль западного побережья Камчатки. 1100 километров по снежной целине... Долог и труден был путь к старту. Потребовались годы труда над самодельными машинами, многочисленные выезды в горные районы по отработке техники и тактики прохождения перевалов, незамерзающих рек, глубинных снегов и обледенелых склонов. Но этот труд оправдал себя: экспедиция, которую мы посвятили 40-летию Великой Победы, прошла успешно.

В пути, выполняя задание гляциологов из Института вулканологии, мы вели снего-съемку. Уникальную снего-съемку, если учесть наш маршрут и его протяженность. Через каждые 50 километров останавливались, рыли шурфы, замеряли толщину снега, определяли его плотность, температуру, состояние и т. п.

Сейчас мы, работники производственного объединения «Петропавловская судоверфь имени В. И. Ленина», с помощью организации

ДОСААФ готовимся продолжить нашу экспедицию — до Анадыря.

П. ТАРАСОВ, В. ТЕНУЕВ, участники экспедиции, г. Петропавловск-Камчатский

АБРИКОСОВЫЕ ПЕСНИ

Как-то в Киргизии, на свадьбе, я услышал, как звучит комуз. Веселый чистый голос был у этого народного инструмента.

Меня заинтересовало, как, из чего его делают. И, попав на Ошское объединение художественных промыслов «Мурас» («Наследие»), первым делом спросил о комузе. Меня познакомили с мастером Маликом Темирбаевым (его вы видите на снимке), и он рассказал, что на изготовление комуза уходит несколько лет. Сначала нужно найти походящее дерево абрикоса, напилить заготов

ки — кругляки чуть больше, чем будущий инструмент,— и оставить их сушиться на три-четыре года. И уж потом, когда дерево высохнет, можно класть заготовку на верстак.

Так всегда делали народные умельцы, а нынешние мастера работают в их традициях

Шесть основных деталей комуза подгоняют, склеивают. Затем нужно натянуть струны, настроить его. И тогда готов комуз петь песни на празднике, свадьбе или состязании манасчи-сказите-лей.

И. КОНСТАНТИНОВ, г. О ш

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СОЛДАТА

Поддерживает ли журнал «Вокруг света» связь с каки-ми-либо изданиями стран социализма? Расскажите, пожалуйста, как осуществляется эта связь на примере хотя бы одного издания.

3. МАМЕДОВА, г. Кировабад

— Говорят из Праги,— произнес в телефоне деловитый женский голос с мягким выговором.— Из журнала «Млади свет». Дорогие коллеги, приглашаем вас на нашу выставку в фестивальный клуб посольства Чехословакии.

Клуб посольства занимал два этажа. Внизу просторный холл для танцев, наверху уютное кафе.

За столиками сидели

ребята и девушки, пили чай, кофе, смеялись. Мне навстречу из-за столика поднялись Либуше Немечкова, заведующая клубом, и Войтех Надь, студент МГИМО, помогающий Либуше в делах.

Войтех сразу же стал знакомить меня со стендами выставки.

На стендах коллажи из журнальных публикаций,

подборки очерков. И среди них особое внимание привлекали две фотографии: слева — лицо человека в солдатской пилотке, а справа — обелиск.

Войтех рассказал мне, что однажды в редакцию «Млади свет» пришел фронтовик, друг погибшего под Сталинградом солдата. Принес фотографию и многое поведал о своем товарище. Редакция «Млади свет» поместила

очерк под названием «Последний день солдата Бурма-на», а в конце очерка сделала приписку. Она гласила, что «Млади свет» обещает передать эту фотографию в Волгоград, для обелиска, чтобы прикрепили ее рядом с высеченным на камне именем солдата Бурмана...

В разговоре с Войтехом выяснилось, что подобные материалы, появляющиеся на страницах журнала «Млади свет», перекликаются с публикациями в «Вокруг света», идущими под рубрикой «Летопись Великой Отечественной».

Многое связывает наши два журнала: регулярные взаимные поездки сотрудников, поиски и разработка новых тем, подготовка материалов, рассказывающих о братских странах.

36