Техника - молодёжи 1978-02, страница 41

Техника - молодёжи 1978-02, страница 41

«От полученных впечатлений, удостоверивших нас в том, что проблема энергетики успешно воплощенв в ревкторе БН-350, мы в потрясении. Выражаем поздравления и благодарность нашим советским коллегам.

Скоткопф, Безу, Жан, Левандовский».

Повторяю, пятнадцать лет назад на том месте, где стоят" атомная станция, опреснители, завод по приготовлению питьевой воды, не было ничего — пустыня.

А ведь кто-то ступил на нее первым. Но кто? Кто по-хозяйски окинул взглядом этот унылый пейзану вспугнул пару чересчур любопытных сайгаков, разложил свои нехитрые пожитки, достал лопату и вонзил ее в каменистую землю?

Он был исполнителем воли сотен людей, которые в Москве, Ленинграде, Алма-Ате составляли карты, проекты, подписывали приказы. Он был первый строитель Мангышлака, который пришел сюда не ради праздного любопытства, не по прихоти, а С вполне конкретной целью — заставить полуостров служить людям. Кто он? Может быть, один из тех, кто впоследствии получил самую высшую награду за открытие нефти на Мангышлаке — Ленинскую премию? А может, тот, кто вырыл первую землянку там, где сейчас стоит красавец город? Трудно сказать... Наступление на полуостров началось в таком темпе, что не мудрено было потерять первого.

Я представляю себе — и даже, кажется, знаю — этого парня. У него открытое Лицо, спокойный взгляд, сильные руки, крепкие нервы и бездна энергии. Он всегда был веселым и жизнерадостным человеком — вырыв себе землянку, наверняка повесил в красном углу над топчаном портрет какой-нибудь кинозвезды или обольстительницы, не боясь, что его кто-то обвинит в дурном вкусе. У него на Большой земле остались отец, мать, любимая... Он был молод.

Как был молод Валентин Шал уев, первый шевченковский комсорг Его имя история сохранила, как и имена тех, кто на автомашинах пробился сюда из Красноводска в декабре 1959 года, тех, кто рос и мужал С этим городом, кто остался верен ему, — это инженеры Юрий Васильев, Борис Борисов, Николай Алды-баев, Виктор Барабаш, экономист Вера Иванова.

Первый начальник штаба Всесоюзной ударной стройки на освоении комплекса месторождений полуострова Мангышлак, бывший инженер-геофизик, а ныне секретарь Мангышлакского обкома партии Владимир Георгиевич Савченко вспоминает:

— Впервые на только что открытое месторождение нефти в Узени я приехал в 1962 году. Было мне 22 года. Наш отряд геофизиков должен был сделать радиометрические исследования одной из скважин. Я лично не представлял себе, что это такое—Узень. После девяти часов езды мы наконец увидели поселок — один сборнощитовон дом конторы нефтеразведочной экспедиции, землянки и построенные на скорую руку подслеповатые мазанки. Вот и все. И небогато, и неуютно, и по-пустынному Мрачно.

Тогда в Узени молодежи было не так уж и много: человек 150. Но среди них 69 комсомольцев Первая комсомольская организация в поселка была создана в июне 62-го года, и я могу назвать фамилии членов первого Узеньского комитета — помню всех хотя бы потому, что и на самом деле это уже настоящая история. Так вот, тогда в комитет входили бурильщик Бисенов, экономист Доспусинов, бурильщик Аргым-баев, электрик Муханов, кочегар Магрунова. Большинство из них и сейчас продолжают трудиться на Мангышлаке. Теперь Новый Узень большой город—центр нефтяной и газоперерабатывающей промышленности полуострова. И ему еще расти и расти...

Идет интенсивный прирост запасов нефти и газа. Геологоразведчики выходят на новые перспективные площади 'В районы плато Устюрт, полуострова Буэачи и прибрежных островов Каспийского моря. Растут мощности Новоузеньского газоперерабатывающего завода. Полной автоматикой и телемеханикой оснащается нефтепровод Узень — Куйбышев. К концу десятой пятилетки будет завершено строительство завода пластических масс...

В 1980 году в Новой Узени будет жить 60, а в Шевченко — 150 тысяч человек. К шести имеющимся сегодня в Шевченко опреснительным батареям будут подключены еще пять, и поток живительной влаги возрастет почти вдвое. Обводнение Мангышлака — вот основная цель в деле формирования мощного территориально-производственного комплекса на этой земле.

...Прекрасен Мангышлак. Уходили и приходили поколения, люди рождались и умирали, приручали огонь, электричество, атом, строили умные машины, проливали кровь и писали книги. Лишь этн мангышлакские горы да тягучие, как старинная казахская песнь, пески бесстрастно взирали на мельтешение эпох И неизвестно, как долго пустыня прозябала бы в своей пустоте, если бы сюда не пришел мой современник и не коснулся этой застывшей материи самым острым в мире скальпелем — мыслью.

Стихотворения номера

ЮРИЙ КАМИНСКИЙ

Пропавшим без вести

Над ними ни памятников, ни слов, Людской благодарности полных... Над ними сентябрьская бронза

лесов

И майский салют молний. Над ними звенит журавлиный

клин,

Нацеленный в сердце прямо... И теплый немеркнущий мрамор

седин

Мамы.

* # *

Войной .искалеченный лес Глядит, зеленеющий, в воду, Но падают звезды с небес Того, сорок .первого, годв.

Все тихо, и Вечный огонь Взлетает над мраморной

твердью... Но вижу последний вагон, Отца уносящий в бессмертье

Снег в 19-41 году

Зима. Нетопленные стены. И длится, длится страшный год. И снег идет, идет, как пленный В концлагере на смерть идет. Да, видел я, прижавшись к маме, Следы чужие на снегу, И не забыть, как снег зубами Скрипел от ярости к «рагу.

Медсестра

Идут в молчанье ветераны В аесенний день за рядом ряд. Зарубцевавшиеся раны Вновь под медалями болят.

В видавшей виды гимнастерке Сосед мой шепчет: тверже шаг. . И пахнет гарью и махоркой — Наверно, слава пахнет так.

А я смотрю на тетю Машу И вижу: девочка ползет Туда, где раненые наши Лежат, вцепившись в горизонт.

Ползет, хоть боязно девчонке, И, побеждая липкий страх, Она сквозь взрывы из воронки Россию тащит на ллвчах.

Сегодня лица, словно лики, Плывут, печальны и светлы... Смотрите, у крылатой Ннки — Лицо военной медсестры!

39