Техника - молодёжи 1978-05, страница 18

Техника - молодёжи 1978-05, страница 18

ШАГИ В БУДУЩЕЕ

Заметки со Всесоюзной выставки, посвященной 20-летию запуска искусственного спутника Земли.

На рубеже 50—60-х годов под воздействием выдающихся достижений научно-технической революции, космонавтики в советском изобразительном искусстве родилось новое для мирового искусства направление — научно-фантастическая живопись. Пока еще к нему можно отнести лишь ограниченную группу художников, возглавляемую космонавтом А. Леоновым, но уже можно с уверенностью говорить о равноправном существовании в наши дни наряду с маринистами, баталистами, анималистами и прочими художников-фантастов. Это направление выде-ляетси своими особыми задачами и некоторыми необходимыми для само

стоятельного жанра живописи характерными чертами. Наибольшее влияние на него оказывает сама тема «будущее человечества», имеющая подчеркнуто проблемный, мировоззренческий характер и, пожалуй, в меньшей степени — внешние, даже талантливо сотворенные художниками реалии.

Особенно наглядно это проиви-лось на многочисленных выставках научно-фантастической живописи, организованных редакцией журнала «Техника — молодежи», как у нас в стране (в Москве, Киеве, Баку, Горьком, Волгограде, и др.), так и за рубежом (в Португалии, Лаосе, на Мадагаскаре, в столицах многих социалистических стран). Обращая свой взгляд в будущее человечества, художники не могут избежать в своем творчестве космических мотивов. Гигантский размах космических исследований и еще большие масштабы открывающихся новых тайн Вселенной невольно привносит в художественное творчество элемент фантастичности, зовут к попыткам средствами искусства ответить на встающие перед человеком вопросы.

Очевидным успехом научно-фантастической живописи стала организованная Московским отделением Союза художников СССР Всесоюзная выставка, посвященная 20-летию запуска первого в мире искусственного спутника Земли (Москва, декабрь 1977 — январь 1978 года). На ней

было показано около 100 работ живописцев, скульпторов, графиков из многих городов России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Характерные для многих произведений философичность содержания, обилие исторических и литературных ассоциаций, стремление к созданию серий работ и целых композиций, в которых не проглядывает, а скорее «прочитывается» мысль автора, получая значительное сюжетное развитие, — все это свидетельствует о неизбежной «встрече» творческих усилий представителей различных видов искусства и литературы на пути все более глубокого раскрытия темы «Космос и человечество».

Естественно, что на выставке выявились разнообразные творческие подходы к ней: от галереи сдержанно-традиционных скульптурных портретов советских космонавтов, созданной Г. Постниковым, до живописных фантазий М. Греку и И. Шважаса, остроэкспрессивной графики прибалтийцев И. Хельмута, А. Кютта и художественных феерий молодых художников из России.

Без сомнения, наибольший интерес в экспозиции вызывали два живописных произведения летчика-космо-иавта и художника А. Леонова. В картине «Орбитальная станция «Союз» — «Аполлон» перед зрителем предстал не только уникальный художественный документ, не