Техника - молодёжи 1978-05, страница 19

Техника - молодёжи 1978-05, страница 19

только «рассказанный» участником и очевидцем эпизод совместного советско-американского полета, но и образное свидетельство начала новой космической эпопеи. Органичным символом этого начала художник избрал увиденный им из космоса удивительный «восход» Солнца над далекой Землей. Живописное полотно «В открытый космос» выразительно передает состояние свободного полета человека, первым шагнувшего в беспредельность космоса.

Эти две центральные на выставке картины активней других участвовали в зримом диалоге мечты и свершения, воплощенном в многочисленных скульптурных и рисованных портретах Коперника, Леонардо да Винчи, Галилея, Циолковского, Королева — исполинов духа, указавших человечеству дорогу в космос, и сынов Земли — Ю. Гагарина, Г. Титова, В. Севастьянова, сделавших первые героические шаги на пути реализации их предначертаний.

В силу свойства нового жанра на выставке возникало чувство неразрывной связи всех времен. Настоящее было вдумчивым собеседником в нескончаемом разговоре прошлого и будущего, будущее представало заданным иынешиими «провидческими мечтами» ученых и поэтов. И, принимая священную традицию живой, ищущей мысли, художники-фантасты исполняли свои долг, запе

чатлевая пройденный путь и делая новый шаг в будущее. Большинство работ несло свое новое слово зрителю — от технических находок при балтийцев до художественных летописей происходящего иа наших глазах штурма Вселенной и прозрений в будущее молодых москвичей

При взгляде на графические работы О. Атопковой-Гречиной, А. Пла-хова, А. Тюрина, офорты ростовча нина А. Смертина, объединенных общими попытками выразить в своем творчестве особую поэтику начавшейся в жизни человечества новой эры, без принуждения вспоминались современно звучащие строчки стихов Джордано Бруно, монаха, ставшего ученым.

Хоры блуждающих звезд, я к вам Свой полет направляю, К вам поднимусь, если вы верный укажете путь...

Они были написаны в конце XVI века для того, чтобы в XX сто летии усилием воли уже не одиночек, а целых народов «к звездам» стали направляться не только .возвышенные мысли, но и реальные космические экспедиции.

Пристальное внимание к духовному миру человека в скафандре или его далекого предшественника, толь ко мечтающего о космических высотах, характерно для графических портретов И. Некрасова, работ

На рисунках:

А. Леонов. «В открытый космос».

И. Некрасов. «Константин Эдуардович Циолковский». М. Греку. «Луна земная».

А. Якушина, А. Коробского, Г. Галкина Выставка показала, что те перь мало кого привлекают поверхностная экзотика инопланетных пейзажей или самодовлеющий интерес к «чудесам» всемогущей космотех-ники, иногда замещающей собою человека, — темы, характерные для первого периода становления жанра В представлении большинства художников главным героем революционного выхода в космическое пространство являетси ие техника, а создавший ее человек, человечество, выносившее в себе идею космиче скнх полетов Не всегда удачные поиски обобщающей художественной метафоры (Ю. Нерода — модель памятника освоению космического пространства, В. Городилов — скульптура «Завоеватели космоса» и др.) не нарушали единства экспозиции, а по-своему служили обретению искусством языка, способного выразить сложность и поистине вселенскую безграничность проблемы человечество и космос. Ее более углубленней постановка является важным итогом состоившейся выставки, выставки, которая для советского изобразительного искусства стала еще одним заметным шагом в будущее.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ, искусствовед

17