Техника - молодёжи 1979-03, страница 25

Техника - молодёжи 1979-03, страница 25

чая больного места от здорового. А с помощью электродов можно точно добраться до больного участка мозга, добраться и поразить током очаг болезни, не затронув здоровых тканей, не травмируя мозг».

Таков был основной тезис. Его реализация — диагностика, лечение, исследования, все, что происходит в клинике этого замечательного медицинского учреждения.

Операция болезни Паркинсона. Как эффектно выглядит она у некоторых хирургов. Вечно дрожа-щии больной: его руки, ноги, голова — все трясется. Но вот введен капсюль или большой электрод. Минута, две, три... И — о, чудо! — разом застыли дрожащие руки, отключилась система «вечного движения». Слишком активный подкорковый участок ликвидирован.

Но иногда через день-два, через месяц-другой болезнь возвращается снова.

Здесь, в Ленинграде, с паркинсонизмом расправляются также с помощью вживленных электродов. Именно они помогают ликвидировать очаги болезни или стимулируют защитные силы мозга.

Золотой электрод стерилен, безопасен, не нарушает работу функций сложнейшего органа человека.

Мозг действительно удивительный орган, устройство, гениальной простоте и целесообразности которого не перестают удивляться физиологи, каждый день открывая все новые и новые грани его жизнедеятельности. Как там все взаимосвязано, какими элементарными, но в то же время сложными манипуляциями пользуется мозг, как хорошо он «знает» и «помнит» все, что касается всех возможных функций систем и различных органов, работой которых он руководит!

Ведь даже досужий разговор двух кумушек, по сути дела, — истинное чудо. В самом деле — человек услышал фразу собеседника, ее принял слуховой аппарат, проанализировал где-то в глубине мозга, сравнив с известными фразами и понятиями, осознал содержание, подготовил с помощью того же механизма ответ и, наконец, ответил, дав команду аппарату речевого воспроизведения.

Истинное чудо — не правда ли?

«Мозг все помнит», — говорим мы.

Но что такое память? Очередное чудо, хотя и несколько поколебленное в своей непознаваемости успехами физиологии, биохимии и кибернетики.

Наталья Петровна рассмотрела феномен памяти с несколько иной

точки зрения, наверное, для многих неожиданной.

Давно известно, что мозг является своего рода капитанским мостиком организма, куда сходятся все сигналы о работе его систем и различных органов, откуда поступают соответствующие команды, регулирующие его жизнедеятельность.

Медики хорошо знают случаи, когда при лечении болезни ни одно обычное лекарство не помогает. «Виноват» в таких случаях сам мозг. Скажем, у человека не холецистит, у него больна не печень, а просто «забарахлил» отдел мозга, ответственный за нормальную деятельность печени. Его-то и надо лечить, а все специфические лекарства, действующие на печень, разумеется, здесь не помогут.

Бехтереву заинтересовало еще одно обстоятельство, связанное косвенно с тем, о чем мы рассказали.

Врачи нередко сталкиваются с весьма парадоксальной, а для больных очень мрачной ситуацией. Человек, заболевший определенной, давно и хорошо изученной болезнью, выздоровел. Его вылечили, и он возвращается к обычному образу жизни. Однако через некоторое время все начинается сначала. Появляются все симптомы болезни, их регистрирует врач с помощью объективной аппаратуры.

Сам больной чувствует себя прескверно, врачи не знают, что предпринять, словом, дела обстоят очень плохо.

Объясняет это непонятное явле-ление теория устойчивых патало-гических состояний, предложенная Натальей Петровной Бехтеревой.

Согласно ее представлению у каждого из нас в памяти мозга имеется особая матрица (тут хороша аналогия с ЭВМ). Бехтерева назвала ее матрицей здоровья. В этой матрице записаны основные параметры всех органов и систем организма, которые свойственны ему в нормальном состоянии.

Но вот человек заболел, и разом нарушилось установленное в организме равновесие. Ведь деятельность и нашего желудка, и кишечника, и печени, и легких связана между собой тысячами внутренних связей. Нарушения в одной части организма должны компенсироваться изменением других систем и органов.

Мозг дал команды на сей счет, началась борьба с заболеванием. И в мозгу появилась еще одна «памятная таблица» — матрица болезни, по которой он строит теперь жизнь всего организма, следя за его новыми параметрами.

Проходит время, болезнь побеждена, но была она настолько сильной, что мозг запомнил состояние

болезни и никак не может отделаться от этого воспоминания.

Мы хорошо знаем свойство обычной человеческой памяти. Все хорошее, приятное, радостное остается с нами на долгие годы, иногда на всю жизнь. А то, о чем по каким-то причинам вспоминать не хочется, постепенно забывается. Но есть события настолько мрачные, настолько потрясшие когда-то человека (например, война, смерть близких и т. д.), что забыть их просто невозможно.

Точно так же запоминает мозг и тяжелую болезнь. Слишком много сил потратил организм на борьбу с ней, слишком долго работала матрица болезни.

И хотя гроза прошла, услужливый мозг по-прежнему подсовывает своему подопечному матрицу болезни вместо матрицы здоровья.

Задача медицины в этом случае, когда обычные методы лечения просто бессильны, — заставить мозг забыть состояние болезни и восстановить в памяти матрицу здоровья со всеми ее характеристиками. Существует категория особенно тяжелых больных, для которых подобная процедура зачастую единственный шанс справиться с недугом. Других путей не видно.

Память — сложнейший аппарат мозга, где расположены емкие кладовые (все ли умеют ими пользоваться?), где автоматически происходит процедура запоминания и узнавания образа (кто знает, как это делается?), где сами собой возникают и распадаются ассоциативные связи (за счет чего именно?), где встречается много другого непонятного.

Память со всеми ее атрибутами, память здорового и больного человека — одна из главных проблем, которые занимают сегодня замечательный творческий коллектив, воспитанный Натальей Петровной Бехтеревой.

На рисунке:

Мозг человека — что может быть интересней и важнее для ученого? Ведь здесь находится своего рода командный пункт организма, центр связи, куда стекается информация, источник эмоций и страж здоровья.

Перед нами карта больших полушарий головного мозга, испещренная латинскими надписями. За каждой из них — определенная функция этого важнейшего органа, за каждой из них — своя тайна, ибо далеко еще не все понятно в его работе.

Тайны мозга всегда привлекали русских ученых, обогативших мировую науку смелыми гипотезами и яркими открытиями. Истинно научный, материалистический подход к высшей нервной деятельности животных и человека навсегда связан с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Их исследования с успехом продолжают советские ученые.

23