Техника - молодёжи 1979-05, страница 60

Техника - молодёжи 1979-05, страница 60

сона их соотечественник Хэнней добился куда большего успеха.

Остудить воспаленное воображение «чугунных» алмазоискателей мог лишь тщательный физико-химический анализ кристалликов, добытых в домнах и в чугунных отливках.

Результат анализа «металлургических алмазов» неумолим и однообразен: твердые, тяжелые кристаллики не что иное, как... корунд.

Победа!

Сейчас, когда за рубль с небольшим легко приобрести в магазине надфиль с алмазной крошкой, мы, оглядываясь назад, видим, что и Хэнней, и Муассон, и многие другие энтузиасты пошли правильным путем. Только они не знали, что по этой правильной дороге нужно прошагать гораздо дальше, чем могло им позволить их время.

Прежде чем построить кристалл алмаза, необходимо знать точный план его устройства, который смог бы подсказать весь набор «строительных средств и инструментов».

1913 год. Лучи Рентгена, проникнув внутрь твердейшей крепости, помогли установить план взаимного расположения атомов углерода в кристаллической решетке самого твердого минерала. Теперь все встало на свои места. Можно было с карандашом в руках попытаться подсчитать необходимые для синтеза температуры и давления.

1939 год. Ленинградский физико-химик Овсей Ильич Лейпунский вычисляет алмаз. Затрачен огромный труд. А результат выглядит более чем скромно — получена фазовая диаграмма углерода. Но это уже план генерального штурма. И тем не менее на подготовку последней атаки ушло почти 15 лет.

1955 год. Победа! Сообщение американской «Дженерал электрик»: синтезирован кристалл алмаза. И сразу хлынул поток радостных сообщений. Шведы, снова американцы, голландцы, англичане и даже южноафрикан-цы. Позже стало известно, что пальма первенства принадлежит шведам.

1957 год. На рынок сбыта поступила первая партия искусственно синтезированной алмазной пудры. Темпы промышленного производства стремительно нарастают. И все же промышленный выпуск оказался по плечу далеко не всем.

1961 год Прошло всего семь лет с момента открытия якутских месторождений. В алмазных трестах и синдикатах еще, наверно, не успели полностью освободиться от растерянности, когда пришло сообщение о новой выдающейся победе советского человека: есть советский синтетический алмаз!

«Соленый» алмаз

Человек многому научился у великого мастера — Природы. А в некоторых вопросах сумел превзойти своего учителя. Природа творит не ведая, слепо, поэтому часто результат ее труда, с точки зрения современной науки, кажется «грязноватым». Взять хотя бы, к примеру, бриллиант «чистейшей воды». Оказывается, что в этой «чистейшей воде» на сто тысяч атомов углерода приходится один атом примеси, «грязи». В то же время искусственно созданный кристалл полупроводника германия содержит один атом «грязи» на тысячу миллиардов атомов германия. Словом, гений человека создает в миллионы раз более чистые вещества.

Технологический рецепт современного синтеза алмазов обязательно содержит катализаторы, которые позволяют снизить давление в рабочих камерах до 40 тыс. атм (против 100 тыс., требуемых фазовой диаграммой Лейпунского). Столь значительное уменьшение давления делает процесс синтеза более технологичным и существенно увеличивает срок службы рабочих камер. Однако в процессе кристаллизации расплавленного графита элементы катализатора попадают в кристаллическую решетку алмаза. Кристалл «загрязняется», нарушается идеальность его решетки. Возможно, именно это лимитирует размер и твердость алмазных зерен. Отказаться от катализаторов сейчас — значит отказаться от искусственного алмаза. Значит, нужно искать новые пути. Вот один, предложенный американскими учеными.

Интересную возможность открывает здесь квантовая электроника. Измельченный графит запрессовывают в таблетку обыкновенной поваренной соли, той самой соли, без которой нечего делать на кухне. Эта соль прозрачна для инфракрасных лучей могучего лазера на углекислом газе. Прорвавшись сквозь соль к черному графиту, энергия лазерного луча, поглощаясь, мгновенно расплавляет его. Давление внутри таблетки достигает фантастической цифры — миллионов атмосфер. Энергетический удар луча так силен, что для атомов углерода остается лишь одна возможность — максимально уплотниться. Происходит стремительное построение нового кристаллического порядка — решетки алмаза. Все происходит так быстро, что таблетка соли не успевает разлететься от удара лазера Заключение рентгеноструктурного анализа лаконично — есть «соленый» алмаз. Алмаз, полученный без участия катализатора. Его зернышки совсем невелики — доли миллиметра. Но игра света, выходящего из соленой таблетки, очаровывает.

ЭТИ ГОРНЫЕ ЛЫЖИ...

Продолжение. Начало на стр. 13

Отсюда лес транспортируется в цех распиловки, где мощные пилорамы превращают бревна в бруски, которые затем поступают в сушильные камеры. Высушенные бруски распиливаются на узкие тоненькие рейки, они склеиваются в дощечки необходимой ширины и становятся основой для будущей сердцевины лыжи.

В это время в других цехах делаются заготовки, кроятся алюминиевые пластины, пластмассовые прослойки, фетровые прокладки, подстилающие слои полиэтилена; режутся ленты кантов и закраин; штампуются накладки для носков и задников. Все это нарезается и штампуется по строгим шаблонам на специальных машинах. Каждый слой затем покрывается клеящим составом. Отдельные слои и детали поступают в сборочный цех Здесь они вручную укладываются в определенной последовательности в металлические пресс-формы, накрываются крышкой и стягиваются струбцинами. «Пирог» готов. Теперь он поступает в специальную печь, где «прожаривается» при определенном давлении и температуре, далее следуют отделочные операции.

Так выглядит типичная фабрика современной лыжной фирмы.

Наши отечественные лыжные фабрики (Львовская, Мукачевская) выпускают пока только деревянные горные лыжи давно устаревшей конструкции. Почти совсем не производятся у нас детские лыжи, хотя в нашей стране действует более 120 специализированных горнолыжных детско-юношеских спортивных школ. Производство современных металлических и пластмассовых лыж находится пока еще в зачаточном состоянии. Так, Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС) выпускает в год всего 200(!) пар металло-пластиковых лыж.

Горнолыжный спорт в нашей стране приобретает все большую популярность. Строятся горные базы, появляется все больше канатных дорог. Однако в деле обеспечения этого замечательного вида спорта необходимым инвентарем, и особенно детским, имеется еще очень много существенных пробелов. Не хватает хороших креплений, совсем нет современных ботинок. Но сегодня речь о лыжах. Торговые организации, правда, закупают некоторое количество лыж то в Польше, то в Югославии, то в Болгарии. Не пора ли планирующим органам, Спорткомитету СССР задуматься всерьез над ликвидацией хронического дефицита горнолыжного инвентаря?

58