Техника - молодёжи 1979-05, страница 61

Техника - молодёжи 1979-05, страница 61

Толковые словари называют паноптикумом коллекцию разных примечательных вещей, уникумов. Поэтому в отличие от Автомузея, где экспонаты размещались в логической последовательности, в полном соответствии с историей автомобильного транспорта, в паноптикуме просто собраны уникальные, редкие автомобили разных лет и разных стран.

...Наибольшую сенсацию на Автосалоне 1921 года в Берлине произвел авиаконструктор Эдмунд Румп-лер. Хотя в патентной заявке он претендовал лишь на « уменьшение пылеобразования и сопротивления воздуха при движении автомобиля», на деле его «тропфенваген» (♦каплеобразный автомобиль») был принципиально новым — от крыши до колес. Правда, как раз крыша была не стальной, а обтянутой традиционным дерматином, шины остались довоенных размеров, зато вместо рамы было днище 1 в виде лодки (см. схему) с расположенными в нем агрегатами и запасными колесами 2. Кузов, повторяющий очертания днища, Румплер оснастил гнутыми стеклами, а ♦веерообразный» двигатель 3 с тремя блоками по два цилиндра разместил вместе с коробкой передач перед задним мостом. Среди прочих новинок упомянем качающиеся полуоси, штампованные дисковые колеса, среднее расположение смещенного вперед рулевого управления. «Тропфенваген» (верхний рисунок) был, по существу, первым автомобилем, обладавшим современными признаками — обтекаемостью кузова, неоднорядным двигателем в блоке с ведущим мостом, независимой подвеской колес.

Кстати, обратим внимание на одно важное обстоятельство. Едва ли не каждый автомобиль, который заслуживает демонстрации в паноптикуме, замышлялся для реализации частной задачи. Но ее решение обязательно приводило к необходимости обновлять многие механизмы автомобиля, а то и всю его компоновку.

Эксперты и пресса пророчили Румплеру успех. Но отдельные элементы оказались несовершенными, а машина в целом — слишком необычной, к тому же из-за длинной базы — громоздкой и неповоротливой. Однако, несмотря на неудачу «тропфенвагена», считается, что именно с него берет начало ряд «заднемоторных» машин, среди которых — самый массовый за всю историю автомобиля «фольксваген», популярные «рено» и «фиат».

Маневренность и компактность всегда считали важными качествами автомобиля, ради них некоторые конструкторы готовы были нарушить даже четырехколесную схему.

авт«

панел тинам

ЮРИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук

Так, оружейная фирма «Маузер» ознаменовала переход с военной продукции на мирную выпуском в двадцатых годах странного автомобиля, имевшего спереди и сзади по одному колесу. По бокам из кузова торчали на кронштейнах опорные катки-колесики, поднимающиеся на ходу. Два одноместных сиденья находились друг за другом, как на велосипеде-тандеме. Небольшое число «маузеров» было выпущено (один образец экспонируется в ГДР), но покупатели вскоре в них разочаровались, так как поддерживать машину катками было неудобно. Напомним, что «одноколейная» схема автомобиля — причем без опорных колес! — была применена русским инженером П. Шилов-ским еще в 1915 году. Поддерживал ту машину в устойчивом положении гироскоп (см. «ТМ», № 9, 1972).

...Другой вариант отхода «от колес по углам» предложил известный французский авиа- и автоконструктор Г. Вуазен.

Существо проекта заключалось в ромбовидном расположении колес 4, как у «маузера», с боковыми ведущими колесами нормальных размеров. Считая, что только такая схема вполне соответствует обтекаемой веретенообразной форме кузова, Г. Вуазен доказывал и другие ее преимущества: удобный доступ в кузов, возможность крутого поворота машины вокруг собственной оси. Чтобы ослабить недостаток компоновки — большую длину машины, Вуазен, используя свой авиационный опыт, применил звездообразный двигатель — 5.

Видимо, Вуазен не получил достаточно положительных ответов на распространенную им анкету — до серийного производства дело не дошло.

Однако идея ромбовидного автомобиля не угасла. Не так давно ее возродили Форд (опытный образец «гирон» с гироскопом) и итальянская фирма «Пининфарина», построившая два таких автомобиля.