Техника - молодёжи 1979-09, страница 47О ЧЕМ ЛУМАЮТ ОБЕЗЬЯНЫ марина кавицкая ПРОБЛЕМЫ Нам неизвестно, с какой целью швейцарец Портман озадачил себя проблемой определения интеллектуального потенциала различных млекопитающих. Присвоив разные «веса» тем или иным способностям самых умных представителей животного мира, он получил следующий ряд: человек — дельфин — слон — обезьяна... Можно согласиться с его утверждениями, а можно и поспорить. Действительно, на каком основании лосле человека следует дельфин, а не слон или обезьяна? Доказательны ли любые, чисто умозрительные или даже подтвержденные прозрачными экспериментами попытки расстановки «интеллектов»? И что было бы, если бы нам, людям, удалось спросить самих животных, как они ценят свой ум? ...Если мы переберем в памяти все сказки, басни и мифы, где фигурируют животные и человек, нам удастся заметить, что на мифологическом уровне человеку вполне удается общаться и с рыбами, и с птицами, и с собаками, и даже с черепахой. Филолог скажет, что' в данном случае происходит антропоморфизм — «олицетворение», перенос человеческих качеств на -тех или иных представителей природы. Но история свидетельствует, что не только в сказках человек стремился «поговорить» с «меньшими братьями» по разуму. Трудно привести все подобные примеры: удивительные сенбернары, спасающие альпийских неудачников; индийские слоны, с виртуозной осторожностью играющие с детьми; верховые лошади, отличающиеся необыкновенной любовью к своему седоку и выносящие его с риском для собственной жизни с поля боя или из горящей степи. Правда, все эти контакты характерны тем, что они как бы и не контакты, природа их слишком одно-стороння: человек, говоря сегодняшним языком, вырабатывает у животного условные рефлексы, а уровень взаимоотношений определяется тем, насколько приручаемое существо подчиняется «учителю». Подчиняется, выполняет даже несколько больше, чем от него требуется, но молчит. «Учитель» совсем не знает, о чем думает в те или иные моменты его «ученик», да и думает ли он вообще? Темное дело... Главное — подчиняется... Столетиями человек искал путь к животному. Порой находил его. Выработалось понятие приручаемости, дрессируемости. Собака — очень хорошо, лошадь — прекрасно, гусь — не очень... Хорошая контактность радовала: человек лучше ухаживал за подопечным, кормил его, холил... Иногда использовал традиционный метод кнута и пряника. Жесткая дрессировка, мягкая дрессировка... И — с ' уверенностью можно сказать — успех в этом деле зачастую зависел не столько от способностей «учителя», |