Техника - молодёжи 1979-10, страница 52

Техника - молодёжи 1979-10, страница 52

N

ВСКОРМЛЕННЫЕ ВОДОЮ МОРСКОЮ

ТАТЬЯНА МЕРЕНКОВА, наш спец. корр.

Испокон веков считалось, что морской водой жив не будешь: слишком крепко она посолена, не годится поэтому ни для питья, ни для полива. Только на пресную воду озер и рек рассчитывали люди, развивая орошаемое земледелие, как во времена шумеров, так и в наши дни. Миллиарды кубометров воды Мирового океана были не в счет.

И вдруг сообщение: поливаемые в Азербайджане водой из моря растения благополучно развиваются и

плодоносят. Этого добились недалеко от Баку, на Апшеронской опытно-исследовательской станции орошения сельскохозяйственных культур. Участок, где применяется орошение морской водой, пока невелик — около 75 м2. На пяти — по 500 м длиной — делянках растут на первый взгляд совсем одинаковые деревья и кусты. Неподготовленному человеку трудно определить, которая из них та самая, особая.

— Вот эту, левую, делянку, — приходит на помощь сотрудник станции Александр Тимофеевич Щедрин, — мы поливаем водой, которую возим прямо с моря. А на ту, дальнюю, подавали обычную, пресную воду. Как видите, существенной разницы между растениями на этих «грядках» нет. Хотя на пресноводной орошаемые культуры повыше и покрепче. Но через год-два, надеемся, растения сравняются в росте. Особенно мы уверены в эльдарской сосне, она лучше всех приняла необычную влагу.

На сером прибрежном песке стоят стройные зеленые сосенки, будто не жаркий Каспий поблизости, а сырая, холодная Балтика. За четыре года саженцы, поливаемые только морской водой, выросли больше чем на метр, почти в рост человека.

Работники Азербайджанского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации (АзНИИГиМа) выбрали место для опытов не случайно. Во-первых, Апшеронская станция расположена всего в трех километрах от моря. Во-вторых, здесь типичные для побережья Каспия песчаные и супесчаные почвы — именно такие, которые в состоянии, по мнению специалистов, выдержать, не превращаясь в солончаки, орошение сильно минерализованной морской водой. Только песок благодаря высокой пористости быстро пропускает воду на глубину, где отложение солей, и особенно вредных для всего живого соединений хлора, уже безопасно.

Тогда, в 1975 году, азербайджанские ученые ставили перед собой скромную задачу — проверить, можно ли использовать морскую воду для полива. Именно в этом районе Прикаспия. Сама идея такого орошения была уже известна и за рубежом, и у нас в стране. В СССР опыты с морской водой начали в 1972 году сотрудники Всесоюзного научно-исследователь-ского института гидротехники и мелиорации имени А. Н. Костикова под руководством доктора геолого-минералогических наук Ольги Григорьевны Грамматикати. В Дагестане, на берегу того же Каспийского моря, используя его воду,

они вырастили из декоративных кустарников — лоха, тамарикса, аморфы — лесополосу длиной в полтора километра и шириной в полкилометра. Растения так хорошо пошли в рост, что через два года отдыхающие на побережье скрывались в их тени от зноя.

Дело это было настолько новое и неизведанное, что никаких векселей на успех в других приморских районах ученые выдать не могли. Как поведут себя эти же растения (не говоря уже о других породах) на иных почвах, при ином составе морской воды? Однако уже на раннем этапе можно было утверждать, что именно вода Каспийского моря подходит для полива больше всего. Она выгодно отличается от океанской составом солей: в ней больше сульфатов, карбонатов кальция, магния, а хлоридов соответственно меньше. Средняя соленость каспийской воды почти втрое ниже, чем в Мировом океане.

Но вода воде рознь и в одном море. Максимальная соленость Каспия 13,2%, а минимальная всего 1—2%. Такой низкий процент солей наблюдается на северо-западе моря, где в него впадают гигантские пресноводные артерии — Волга, Урал, Эмба, Терек. Другая вода у берегов Азербайджана. Речки здесь небольшие, летом почти пересыхают. Здесь соленость очень высокая. Предстояло выяснить, не окажется ли она для растений губительной.

Методику опытов разработали кандидаты сельскохозяйственных наук С. Мамедов и А. Щедрин. В эксперименте участвовали молодые научные сотрудники АзНИИГиМа Ш. Мамедов и А. Имамберзиев. Решено было испытать действие морской воды разной концентрации, а в качестве контрольного фона взять участок, орошаемый пресной водой.

Весной 1975 года были сделаны опытные посадки на пяти делянках. Растения взяли из питомника. «Грядки» изолировали друг от друга — оставили между ними междурядья в 2,5 м. Сделали пять борозд с метровыми промежутками и в каждую высадили по 25 растений одной породы. В первую подопытную пятерку попали эльдарская сосна, виноград, глядичия трехигли-стая, маслина и миндаль. На одной делянке стали поливать растения неразбавленной морской водой. Ее минерализация составляла в этих краях 14 г/л. На второй — смесью: 2 части морской воды, 1 — пресной. На третьей — 1:1, минерализация — 7,3 г/л. На четвертой полосе концентрация солей ослабевала еще больше: 1 часть морской воды, 2 — пресной, минерализация — 5,3 г/л. Пятая полоса —

50