Техника - молодёжи 1979-11, страница 44

Техника - молодёжи 1979-11, страница 44

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ро приспосабливались к боевым действиям в горах. Не только проявляли удивительную стойкость, но и жертвовали жизнями, когда требовала обстановка.

Неоценимую помощь им оказали известные до войны альпинисты А. Сидоренко, А. Гусев, Алексей и Андрей Малеиновы, Е. Абалаков, Б. Нефедов, И. Рототаев и другие. В первые же дни войны, разосланные на разные фронты, они обратились к командованию Красной Армии с просьбой использовать их в горной войне. И через некоторое время эти патриоты уехали в Закавказский, Северокавказский и Среднеазиатский военные округа.

К концу 1942 года командование Закавказского фронта сформировало 12 отдельных горнострелковых отрядов. Хорошо оснащенные, они имели уже по нескольку пар полугорных лыж типа «Муртомаа» и горных, с жестким креплением типа «Канда-хар». Готовили бойцов на курсах, возглавляемых Александром Михайловичем Гусевым, человеком до войны сугубо гражданским, известным ученым, влюбленным в горы. Ныне А. Гусев — доктор наук, профессор МГУ, душа горнолыжной секции университета.

17 февраля 1943 года Гусев с группой альпинистов поднялся на Эльбрус (заметьте, не в августе, как немцы) и сбросил штандарты захватчиков.

Мы уже говорили, что немецкое командование рассматривало горные лыжи как боевое оружие. В 1942 году в Пятигорск прибыло много эшелонов с боевой техникой. Несколько вагонов были нагружены горными лыжами германского производства и награбленными в Европе, они-то и стали нашим трофеем.

Действовали гитлеровские егеря и на Кольском полуострове. 29 июня 1941 года сюда вторглось 150-тысячное войско, чтобы провести операции «Реннтир» (северный олень», «Зильберфукс» (серебряная лиса), «Блюфукс» (голубой песец). По свидетельству вице-адмирала В. А. Хренова, служившего тогда в штабе Северного флота, немцы активно действовали на горных лыжах, используя сопки. Экземпляр лыж доставили в Военный совет флота, с той поры и началась усиленная лыжная подготовка солдат и матросов, а флагманского инструктора физподго-товки Доможирова откомандировали в отряд разведчиков для обучения их лыжному делу.

Минувшая война продемонстрировала превосходство советского солдата над германским. Но она же заставила нас более остро приглядываться ко всему, что снижает неоправданные людские потери.

РАСПЛАТА ПО ПОЛНОМУ СЧЕТУ!

ЮРИЙ ИВАНОВ, альпинист

Красная Армия с первых же лет своего существования стала на лыжи, только на равнинные. Занимались наши воины на них много и успешно. Трудно даже перечислить ратные успехи лыжников в боях с белофиннами и с гитлеровцами. А вот с горнолыжной подготовкой оказалось сложнее. Мы не можем, да и не имеем права утверждать, что ее не было — многие военачальники, командиры поддержали предложения энтузиастов изучать альпинистское и горнолыжное дело в войсках. И накануне войны в Управлении физической подготовки Красной Армии образовался отдел горной подготовки, позже превращенный з Управление горной, лыжной и физической подготовки.

В январе 1941 года Воениздат выпустил книгу мастера спорта СССР И. А. Черепова «Горнолыжная подготовка», потом автор по совету гене-рал-майора Н. Тарасова привел ее содержание в соответствие с Наставлением по лыжной подготовке Красной Армии.

Хуже вышло с практикой. Горные лыжи тогда производила одна лишь фабрика на Карельском перешейке, и то не для армии, да и сильно устаревшей марки «Телемарк»: деревянные, без кантов. Крепления — две скобы на шурупах, пятка свободная или «с лягушкой», то есть затягиваемая ремнем. Но даже «теле-марков» явно не хватало.

Андрея Александровича Малеино-ва по праву считали единомышленником И. Черепова. Успешно закончив в 1940 году Алма-атинское пехотное училище, он получил не только офицерское звание, но стал мастером спорта по горным лыжам и альпинизму. Тогда-то он предложил начальнику физподготовки CABO капитану Коптелкину провести сборы с начальниками пограничных застав, обучить их альпинизму и горнолыжному делу. Разрешение дали, но начались мытарства с материальной частью. На запросы Малеинова почему-то упорно присылали полушубки и... равнинные лыжи. В конце концов с большим опозданием прибыла партия «телемарков». Начальники застав стали учиться стоять на гор

ных лыжах, спасать «раненого», избегать лавиноопасных участков, а возвращаясь к местам службы, пограничные командиры получали по одной паре «телемарков». Это позволяло передавать полученный опыт подчиненным.

Иначе сложились боевые судьбы альпинистов. Они участвовали в самых рискованных, самых отчаянных операциях: проникали в тыл противника через малодоступные ледники и скалы, вели разведку боем, минировали тропы, создавали камне-, сне-го- и ледопады. Один из примеров тому — действия альпиниста Леонида Павловича Кельса по захвату эльбрусской базы «Новый Кругозор» в августе 1942 года.

Кроме основного отряда старшего лейтенанта П. И. Максимова, к операции готовились 25 человек под командованием лейтенанта Л. П. Кельса. Майор В. А. Рамазов поставил Леониду Павловичу задачу обойти противника по скалам и к основному удару быть выше базы. Келье немедленно приступил к тренировкам личного состава, сформированного из кавалеристов. День и ночь они занимались на склонах, отрабатывая приемы скалолазания, подстраховки, спасания. Пригодился довоенный опыт Кельса-альпиниста, так как, кроме него, никто во взводе гор не знал. И Леонид Павлович сделал кавалеристов альпинистами!

И вот 24 августа командир 214-го полка майор А. С. Степанов приказал отряду Кельса проникнуть на перевал Басса и • выбить оттуда фашистов. Отряд Кельса, выполнив приказ 25 августа, вернулся на Эльбрус. Переход отряда по гребню был дерзким и в альпинистском, и в военном смысле, сопряженным с большим риском, и требовал высокой техники передвижения в горах.

На штурм же «Кругозора» отряд Кельса вышел 28 августа. Вечером 29 августа подчиненные Максимова начали атаку вражеской базы в лоб, а альпинисты Кельса сверху. Взяли ее после двухчасового боя.

Совсем плохо пришлось гитлеровцам, когда советская 242-я горнострелковая дивизия получила два Отдельных горнострелковых отряда, насчитывавших по 300 человек: альпинистов с необходимой экипировкой, горнолыжным снаряжением, обученных стрельбе, движению в горах. Преследуемый ими противник нес большие потери, расплачиваясь по полному счету за наглое вторжение в чужие земли.

Примечательно, что иллюстрированное издание ФРГ «Фотографируют солдаты», выпущенное в Мюнхене в 1967 году, сопроводило фото* графию крестов над солдатскими могилами в горах заголовком «Только кладбища оставались позади...».

^—tJ