Техника - молодёжи 1980-01, страница 18

Техника - молодёжи 1980-01, страница 18

К этой же ЭВМ подключены гирокомпас, лаг и рулевое устройство. Поэтому авторулевой работает с исключительной точностью и с большими возможностями. Например, штурман может задать ему курс с 14 поворотами — и робот выполнит приказ, подавая звуковой сигнал при каждом повороте и при выходе в конечную точку. Это тоже важное обстоятельство, обеспечивающее высокое качество научных исследований, когда требуется ходить строго определенными галсами.

Рандеву

Это слово у моряков означает место и время встречи кораблей. Рандеву бывают случайными и преднамеренными, трагическими и радостными. Желанным было повстре-чанье (именно так говаривали издревле русские моряки), когда на наш «ковчег» где-то между Японией и Гаваями случайно наткнулось гидрографическое судно «Вячеслав Фролов». Его экипаж попросил подлиться хлебом насущным — мукой. IViyMeeTCH, несколько мешков ее было^ тут же отправлено гидрографам. Хлким же желанным было рандеву «богоровцев» с собратом по науке «Дмитрием Менделеевым». Они, пользуясь случаем, «выклянчили» пару пушек (пнев-моизлучателей). Но главным, конечно, были не хлеб и пушки, а то тепло сердец, которое незримо переносилось с корабля на корабль, вызывало улыбки, зажигало особый блеск в глазах, прибавляло силы и веры в счастливое плавание.

При таких повстречаньях порой самым неожиданным образом дает о себе знать нелегкая судьба моряка. На судно «Вячеслав Фролов» отправился в гости второй помощник капитана Олег Викторович Якубович. Отправился для того, чтобы повидаться со своим старым другом, однокашником, с которым не виделся более десяти лет. А ведь живут они в одном городе — Владивостоке и больше того — в соседних квартирах! Так уж случилось: когда один на берегу, другой — в море, и наоборот...

На втором месяце плавания «Профессор Богоров» вышел в запланированную точку рандеву с научно-исследовательским судном « Вулканолог». Повстречанье, как водится, произошло с приветственными флагами на мачтах, с гудками, со шлюпочными визитами.

С приходом второго судна начался качественно новый этап исследований океана. Ведь на пару куда сподручнее проводить горизонтальный сейсмический «прострел» морских глубин и земных недр под ними. Теперь одно судно излучало

упругие колебания, а другое принимало их на расстоянии 20, 50, 100 и более миль. Эти колебания частично преломляются на границах потоков в океане и разных слоев в земной коре и бегут по ним, словно по каналам. Очень важно зарегистрировать величины таких пробегов: они не только рисуют конфигурацию слоистости грунта, но и прнносят немало другой, не менее ценной информации.

«с Вулканолог»

Завершив научную программу и возвращаясь в родной порт, это судно в Восточно-Китайском море нос к носу столкнулось с группой американских военных кораблей: крейсером-ракетоносцем, эскадренным миноносцем и фрегатом. В течение полутора часов «Вулканолога», идущего своим курсом, облетывали два американских военных самолета и японская летающая лодка. Они с ревом носились над самыми мачтами и по бортам, вровень с ходовой рубкой. Первый помощник капитана, Юрий Федорович Ревенко, спокойно комментировал этот инцидент:

— Результат военного психоза! Наверное, снимают параметры: они же «охотятся» за каждым советским судном. А что говорить о нашем — с его своеобразной конструкцией!..

«Вулканолог» (водоизмеще

ние 1120 т, экипаж 40 чел.) действительно выглядит необычно. Утопленный внутрь, закрытый бак, удлиненная надстройка, значительный развал корпуса в носовой части с наклоненным вперед форштевнем, седловатая палуба, борта, скошенные к килю... В довершение всего совершенно непривычная корма : на ее оконечности возвышается почти вровень с мачтами двуногая грузовая рама, под которой находится по л у слип, как у «рыбака».

Такие конструктивные особенности продиктованы назначением «Вулканолога». Он спроектирован для работы в двух вариантах: не только для изучения минеральных ресурсов дна океана, его геологического строения, подводного вулканизма, но и для морских биологических исследований (вариант «биолог»). На его борту оборудованы геологическая, гидроакустическая, газогидрохимическая, геофизическая и шумопеленгаторная лаборатории, вычислительный центр, бокс первичной обработки материалов и шлифовальная мастерская. Некоторые из этих лабораторий легко переоборудуются для работы по биологическому варианту в планктонную, бентосную и биохимии моря. Как и на судне «Профессор Богоров», на нем имеются солидное тро-

И, f

На глубину уходит спектрометр естественной радиоактивности океана.

Постановка в море радиозонда.

сово-лебедочное хозяйство, система спутниковой навигации, кондиционеры, подруливающее устройство, откидывающиеся за борт рабочие площадки, кран-балки и т. д.

Но все, как известно, решают люди. И на этих хорошо оборудованных судах участникам экспедиции пришлось много поработать, преодолеть неизбежные в море случайности и превратности судьбы, чтобы дать возможность начальнику экспедиции, кандидату физико-матема-тических наук В. П. Шевцову в конце рейса написать в судовой стенгазете: «Часть полученных данных далеко выходит за пределы нашей программы, содержит неожиданные и принципиально новые, а потому особо ценные результаты».

О них мы расскажем в следующих номерах журнала.

15