Техника - молодёжи 1980-07, страница 15кусство грандиозными космическими достижениями последних десятилетий. Педагогическая чуткость и подлинная творческая зрелость помогли одному из инициаторов создания группы и ее руководителю художнику Ю. Походаеву сплотить этот многонациональный коллектив, придать нужное направление совместной работе. Постоянный творческий обмен, духовное взаимообогащейие способствовали проявлению своеобразия национальных и местных художественных традиций, самобытности художественного мышления авторов, их эрудиции и увлеченности. Представители разных художественных ориентаций приобрели в совместной работе огромный заряд творческой энергии. Живая и фантастически грандиозная реальность происходящего космического штурма лишили их произведения навязчивой декларативности и риторичности. Праздничная феерийность характерна для декоративных гуашей кубинца Антонио Переса «Ракета-цветок» и «Город-космос», для пастелей чеха Яна Микеша «На орбитах братства» и «Содружество». В серии литографий Розы Гажо из Венгрии выделяется работа «Памяти Циолковского», композиционно построенная по принципу фотомонтажа. Подчеркнутый документализм сценок-кадров из жизни основателя космоплавания сочетается с обобщенными образами парящей над Землей космической техники. Работы гениального ученого-самородка становятся как бы стартовой площадкой для взлета к звездам. Даже беглое знакомство с работами этих мастеров позволяет заключить, что всем им чуждо представление о нашей планете как об обособленном и затерянном во вселенной «островке жизни». Для них космос начинается не там, где кончается Земля. Космос — всюду! Он пронизывает собою глубины вещества, человеческие души и беспредельные пространства мироздания. В серии цветных офортов польской художницы Ирэны Снарской проявляется поэтическое, безотчетно-интуитивное проникновение в глубь бескрайних времен и пространств. Тонкая волокнистая структура ее работ, условное изображение «ракеты-птицы», стремящейся взмыть над привычным миром «больших и малых вещей», — все это помогает нам уловить зримые черты дальних планет в прожилках земного листа, совместить микро- и мегамиры в потаенных контурах мира земного, реальнейшего, до трепета любимого. Картина кубинца Паоло Тоскано «Параллельный мир» не позволяет усомниться ни в одной из деталей изображенного художником сказочно-фантастического пейзажа. Вглядываясь в него, легко ощутить себя властелином воображаемого мира, в котором каждый из нас бывал и зрителем, и главным героем одно- Я. МИКЕШ (Чехословакия). «Содружество». Р. ГАЖО (Венгрия). «Памяти Циолковского». А. ПЕРЕС (Куб а), «Ракета-цветок». временно. Может быть, «сон», в котором небесный океан сливается с океаном водным, является отражением далеких предчувствий человека, обнаружением всего неясного и непознаваемого, существующего параллельно с уже познанным и объясненным? От космической фантастики самых «сказочных» своих разновидностей до сияющих вселенских пейзажей и картин земной цивилизации, природы, техники и человека грядущего тысячелетия простирается диапазон интересов художников. Все они объединены стремлением уловить пульс эпохи освоения космоса и, по словам поэта Алексея Суркова, выразить в своем творчестве «я |