Техника - молодёжи 1980-08, страница 10

Техника - молодёжи 1980-08, страница 10

регат обладает самой высокой скоростью плавки. Она длится около получаса. Продувка кислородом продолжается 12 минут против обычных 18. Зато его расход увеличен в 2 раза — каждую минуту «легкие» кон-вертера-гиганта поглощают до 2000 куб. м этого газа.

Ускоренная продувка увеличивает частоту плевок, но при этом не всегда может быть обеспечено их высокое качество. Окончательная доводка стали до заданных параметров осуществляется методом ковшовой металлургии — расплав обрабатывается специальными синтетическими шлаками (это резко снижает содержание серы), а также легируется жидкими ферросплавами. Чтобы усреднить металл по температуре и химическому составу, его продувают аргоном и обрабатывают в ваку-уматоре.

— Что же дает использование ковшовой металлургии? — спрашиваю я у начальника кислородно-конвертор-ного комплекса Ю. Зимина.

— Во-первых, улучшается качество стали, — отвечает ои. — Содержа

ние вредной примеси серы снижается почти в двадцать раз. Ускоряется процесс легирования стали, причем сами добавки равномерно распределяются по всей ее массе. Это во-вторых. А все вместе сказывается на увеличении производительности

комплекса, поскольку сводятся к минимуму задержки конвертеров на вспомогательных операциях.

Проследим теперь дальнейшие превращения стального огненного потока. Путь его необычен. Расплав не распределяется по изложницам, как обычно, а подается в ковшах в разливочное отделение комплекса. Здесь установлены три уникальные машины непрерывного литья заготовок.

КАЖДЫЙ РАЗ — ВПЕРВЫЕ

— Ну, кажется, сделали все, чтобы забыть само слово «слябинг», — говорит мне, посмеиваясь, молодой еще монтажник, но бригадир с солидным стажем, Володя Адосовокий. Его бригада спешно заканчивала монтаж агрегата с поэтическим названием «разливочный ручей».

Разливка стали на МНЛЗ.

Шутка бригадира из треста «Запо-рожметаллургмонтаж» была с подтекстом. Машины непрерывного литья заготовок, или, как их сокращенно зовут монтажники, МНЛЗ, дают отставку не только обжимному стану, перерабатывающему крупные слитки в плоские «полуфабрикаты», но и еще ряду таких традиционных производств, как цех подготовки изложниц, отделения тележек и стрипперное и т. п.

— Ведь как до сих пор обстояло дело? — Володя, увлеченный идеей скорейшего упразднения слябинга, стал набрасывать на станине МНЗЛ устаревшую технологическую схемку. — Сталь разливается в изложницы и застывает. Вот здесь стриппер-ный механизм раздевает слиток. Изложницы отправляются на обработку — их нужно очистить, покрасить каждую, а пятнадцатитонный слиток кран относит в нагревательный колодец. Затем на слябинге (или блюминге) метровой толщины слиток обжимается до двухсот миллиметров. Далее этому слябу дорога открыта в листопрокатный цех. Ну а вот эта машина, — тут Володя похлопал свежевыкрашенную станину, — сразу выдает литые слябы.

Позже узнаю: Адосовский — дипломник политехнического института, без пяти минут инженер, его специальность — механик по монтажу металлургического оборудования. А тогда спросил:

— Володя, чем запомнилась тебе эта работа?

— Ну, наверное, тем, — улыбается он, — что она ставила перед нами много новых задач. Всему учились заново, все осваивали впервые. Здесь имели дело с многотонными деталями, которые требовали микронной точности их установки, со сложной автоматикой, с приводами тысячекиловаттной мощности... Са