Техника - молодёжи 1980-08, страница 8

Техника - молодёжи 1980-08, страница 8

ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ

Ровно пятьдесят лет назад на солончаковой пустоши, круто обрывающейся к Азовскому морю, был забит первый колышек, с которого началась «Азовсталь».

— Навались, ребята, — скомандовали десятники, — здесь домна встанет!

И застучали, настойчиво вгрызаясь в каменистый грунт, лопаты и кирки грабарей (так называли здесь землекопов), заскрипели колеса грабарок, отвозивших землю от гигантских, доселе невиданных котлованов.

А через три года доменная печь нового завода в Мариуполе (так назывался в те годы Жданов) салютовала своим создателям огнем первой своей плавки. Шел август 1933 года.

Эта дата, ставшая годом рождения «Азовстали», вписана, как в метрику, аршинными цифрами в фасад заводской проходной. Тем еще памятно ветеранам рождение завода, что сам «железный» нарком Серго Орджоникидзе обратился тогда ко всем участникам ударной комсомольской стройки с призывом: стать застрельщиками в очень важном для страны деле освоения новой, очень сложной по тем временам техники металлургических заводов. «Пусть на опытно-показательной домне слесарем работает инженер, машинистом — механик, горновым — инженер-металлург, — писал нарком. — Пусть

они под руководством старых опытных инженеров и мастеров-доменщиков покажут образцы освоения новой техники, которой оснащены доменные печи...»

Ответом наркому стала досрочная плавка на доменной печи «Комсомольской». Ее объем — 930 куб. м — был самым большим в мире. Мариупольским металлургам удалось досрочно вывести уникальный агрегат сначала на проектную мощность, а потом даже превзойти ее.

Одними из первых в стране азов-стальцы построили и успешно освоили качающиеся мартеновские печи повышенной мощности. Накануне войны доменный цех завода состоял из четырех большегрузных печей мартеновский — из шести. Полным ходом шло строительство прокатных станов.

Война погасила огонь мартенов и домен. Отступая, немцы полностью разрушили завод...

В 1944 году, сразу после освобождения города от захватчиков, среди развороченного бетона и искореженных, оплавленных остовов бывших цехов появились строители. Страна остро нуждалась в чугуне, стали, прокате, и они сделали казавшееся невозможным. Всего через год, в июле 45-го, была задута первая домна. В 46-м пущена вторая, в 49-м в строй вступают сразу две доменные печи. Так состоялось второе рождение «Азовстали».

В 50-х годах здесь плавили чугун

УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСНАЯ

РАСТЕТ

У

МОРЯ ГИГАНТ

АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗЧИКОВ, наш спец. корр.

уже шесть доменных агрегатов. Действовала аглофабрика, катал заготовки блюминг, наращивали мощности рельсобалочный цех, крупносортный прокатный комплекс, цех ре<.ьсовых скреплений. Во все концы страны и за рубеж отправляла «Азовсталь» рельсы широкой колеи, балки, швеллеры, фасонные профили проката, столь необходимые горнякам, гидротехникам, железнодорожникам.

И уже новое поколение мастеров огненной профессии, следуя наркомовскому завету, выводит «Азовсталь» в число ведущих предприятий отрасли. Одними из первых не только в отечественной, но и мировой металлургии здесь ускорили выплавку сг^ли кислородными продувками. Повысив давление газа под колошником и температуру дутья, доменщики сократили расход кокса и увеличили съем металла с пода печи. Для получения высококачественных чугунов внедрили внедоменную обработку расплава различными реагентами. Такие чугуны благодаря уменьшенному содержанию серы идут на изготовление высокопрочных деталей в автомобильной промышленности, в машиностроении. А в сталеплавильные цехи прямо из лаборатории физиков-ядерщиков попали квантометры с помощью которых металлурги автоматизировали химический анализ полученной продукции.

В самом конце прошлой пятилетки завод принял пополнение: в строй вошел сталепрокатный комплекс ста