Техника - молодёжи 1980-08, страница 9

Техника - молодёжи 1980-08, страница 9

на «3600». Высокоавтоматизированное производство выпускает листовой прокат толщиной от 5 до 200 мм с любым видом термической обработки. Такой лист предназначен для изготовления особопрочных магистральных трубопроводов в северном исполнении.

Однако строительство «Азовстали» продолжалось. На сей раз оно развернулось на южной, еще не освоенной площадке завода...

И ЕЩЕ БОГАТЫРЬ!

Совсем недавно на этом месте стоял порыжевший от солнца бурьян да высились горы остывающего шлака. Их вершины курились, точно жерла остывающих вулканов.

А сейчас здесь на 90-метровую высоту поднялся главный корпус кислородно-конверторного комплекса, что гораздо выше любого из цехов. В составе комплекса десятки производств. Многие из них под стать целому заводу, такие, как мощный кисло-родный цех, отделение непрерывной разливки стали, известково-обжиговое отделение с двумя вращающимися печами. Среди «обжитых» мартеновских и доменных «кварталов» с потемневшей от времени кирпичной кладкой их сразу отличаешь по серебристо-серому покрытию фасадов профилированным металлом.

Комплекс привлекает внимание не только необычностью архитектурного оформления, но и облицовкой, выполненной из металла. За счет облегчения конструкции сэкономлена каждая четвертая тонна металла, а в целом выигрыш составил несколько тысяч тонн.

Мы приучены к масштабам и темпам ВАЗа, КамАЗа, БАМа. Азов-стальский конверторный, несколько уступая этим стройкам в размахе, приближался к ним по напряженности строительного ритма. Двенадцать тысяч строителей и монтажников каждый день осваивали свыше полумиллиона рублей.

Чем же объяснить столь высокие темпы?

— Дело в том, — рассказывает директор завода В. Лепорский, — что для действующего стана «3600» почти весь металл мы получали со стороны. Откуда только не везли стальную заготовку — из Запорожья и Череповца, Коммунарска и Нижнего Тагила. Специальные железнодорожные составы доставляли слябы с Новолипецкого металлургического завода, ведь собственной высококачественной стали у завода не было. Чтобы увеличить оборачиваемость вагонов, их отправляли незагруженными. И все равно железная дорога не могла обеспечить ритмичной работы прокатчиков. Большой объем нерациональных перевозок был убыточен.

Ввод кислородно-конверторного комплекса, действующего в паре со станом «3600», решал проблему. Поэтому строительство велось ударными темпами. Первый ковш земли, вынутой из котлована, и первый ковш конверторной стали разделяют всего три года.

Три года вместо положенных по нормам четырех — это доказательство высокого профессионализма ждановских строителей и монтажников. Ими выполнен громадный объем работ: перемещено свыше двух миллионов кубометров грунта, смонтировано свыше двухсот тысяч тонн технологического оборудования и металлических конструкций, проложены сотни километров трубопроводных коммуникаций и тысячи километров кабельных линий. Никогда еще на стройках металлургии не были столь стремительно прожиты «строительные эпохи» — земли, бетона, металла!...

Но, конечно, главная «изюминка» кислородно-конверторного комплекса заключена в его «начинке» — уникальных агрегатах, созданных машиностроителями Урала, Жданова, Харькова. Многие из механизмов, сконструированные по последнему

слову отечественной техники и технологии, получили паспорта, в которых стоят номера высшего качества — «I». Выразительный пример ТОму — два самых мощных в стране конвертера с объемом в 350— 400 т.

И монтаж их стал первой серьезной пробой сил для Анатолия Курк-чи, начальника участка из треста «Днепрометаллургмонтаж»,

«ХОЗЯИН КОНВЕРТОРНОГО ПРОЛЕТА»

Так уважительно стали называть на стройке молодого инженера Куркчи вскоре после того, как под его руководством была осуществлена уникальная по сложности и смелая операция: «надвижка конвертеров». Сначала конверторная «груша» высотою с двухэтажный дом была собрана на специальной домкратной тележке, а потом поставлена на свое место...

В гидроцилиндрах домкратов медленно поднимается давление. Стальные мускулы уверенно «выжимают вес». Бережно приподнятый домкра* тами 1200-тонный исполин двинулся в путь. Медленно тянутся минуты. Скорость — несколько сантиметров в секунду. А ведь путь неблизкий — тележке с грузом нужно преодолеть 25 м.

Но вот пройден последний метр, лебедка отключена. Наступил самый ответственный момент — очень точно посадить конвертер на анкерные болты...

— Вес взят! — коротко прокомментировал рождение очередного азовстальского рекорда бригадир Володя Евтушенко, когда надвижка была закончена.

Гигантская конверторная груша в «полной амуниции» величественно покоилась на фундаментных тумбах. Вся операция продолжалась немногим более четырех часов. Монтаж «сердца» кислородно-конверторного комплекса был сокращен почти в 1,5 раза. Такого еще не знала практика строительства сталеплавильных цехов.

— Конверторные агрегаты меньшей емкости, — поясняет Анатолий, — таким же методом устанавливались в цехах Караганды, Запсиба, Липецка. Но в собранном виде они весили восемьсот тонн. Наш в полтора раза больше. — И при этих словах в голосе его я различаю горделивые нотки.

«Груша» азовстальского конвертера в зависимости от толщины футеровки вмещает до 400 т металла. Несмотря на громадный объем, аг-

На снимнах:

Общий вид одного из объектов Всесоюзной ударной стройки — отделения непрерывного литья заготовок.

Идет сборка опорного кольца конвертера емкостью 350 т.

Фото Николая Кривошея