Техника - молодёжи 1981-01, страница 18

Техника - молодёжи 1981-01, страница 18

Сегодня наблюдается процесс синтеза научных знаний. И этот обратный процесс, еще более характерный для науки будущего, тоже закономерен. Точки роста наук, как правило, возникают на пересечении, казалось бы, удаленных друг от друга направлений. Но именно эти точки и стали самыми перспективными.

Кибернетика и медицина. Философия и физика. Генетика и математика. Точки их пересечения я назвал бы своеобразными точками иглоукалывания. Раздражая эти пересечения новыми открытиями, ученые взбадривают тем самым всю систему наук, весь единый организм научных знаний. Тем са мым совершается переход науки на новый качественный уровень.

И еще одна особенность науки сегодняшнего и завтрашнего дня.

Еще не так давно носителем знаний был ученый-одиночка, человек, наделенный гениальной способностью видеть новое там, где другие были не в состоянии этого сделать. Гениальный ученый обычно работал в доморощенной лаборатории. Ему не требовалось таких установок, как синхрофазотрон —

А АНДРЕЕВ (Баку). 'Байконур втрашнего дня». Каким будет нос-" мв даленом будущем? Художник пытается уловить пока еще не >чаномые конструкторам формы бу-а щей носмическои технини. Поэти-сни он пытается переосмыслить 'раз Байнонура наших дней.

сложнейшая машина диаметром в несколько километров, или сверхмощный пресс, на котором получают давление в сотни тысяч атмосфер.

Сегодня наука творится, как правило, коллективами — большими группами ученых, зачастую представляющих разные дисциплины. Такие коллективы с необычно широким охватом проблем опираются на гигантские научно-технические средства, необходимые для исследования. Крупный современный институт может иметь экспериментальные заводы, мастерские, свои электронно-вычислительные центры, опытные полигоны.

В таком коллективе руководящим началом должен быть не только гениальный ученый, но одновременно и гениальный руководитель. Этот совершенно новый тип ученого был неведом науке прошлого. Он порождение нашего бурного времени, эпохи научно-технической революции. Такими были академик С. П. Королев, утвердивший космонавтику в нашей стране, и академик И. В. Курчатов, заложивший основы практического использования атомной энергии. Та ними должны быть гиганты-исследователи и гиганты-организаторы, умеющие поднять большой коллектив энтузиастов на решение той или иной грандиозной по своим масштабам проблемы.

Продолжение в следующем номере

' JLl

т

f! ШШ 1

КРЫЛОМ К КРЫЛУ

КОНСТАНТИН ФЕЛЬДЗЕР, бывший летчик эскадрильи «Нормандия — Неман», Франция

6 июня 1945 года с аэродрома, находящегося близ немецкого города Эльбинг, взлетели 37 истребителей Як-3. В воздухе они построились и взяли курс на запад, чтобы, преодолев огромное по тем временам расстояние, приземлиться на парижском аэродроме Бурже. Так четырежды орденоносный полк «Нормандия — Неман» совершил свой первый полет в небе послевоенной Европы.

А началась история этого соединения морозной зимой 1942 года, когда первая группа французских пилотов кружным путем прибыла на неведомый им Восточный фронт. Вскоре эскадрилья «Нормандия», перефор мированная в полк, в одном строю с воинами Красной Армии начала громить врага. Французские летчики сражались в Подмосковье, на Курской дуге, в Белоруссии и одержали последнюю, 268-ю победу в небе Германии — страны, развязавшей самую кровопролитную в истории человечества войну.

Когда же пришло время вернуться на родину, им стало известно, что возвращение будет не совсем обычным. Дело в том, что Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин в письме вождю сражающейся Франции генералу де Голлю отметил: «Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на Восточном фронте с полным успехом. Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов».

...На просторном летном поле Бурже выстроились друг против друга две шеренги. В одной стояли фран цузские пилоты, на кителях которых сверкали советские ордена и медали, в другой — русские техники и механики. После торжественной церемонии в небо взмыли истребители, чтобы продемонстрировать парижанам искусство высшего пилотажа.

Почти два года стремительные Я'ки оставались на вооружении ВВС Франции, и потомки Пегу и Гинеме не раз восхищали зрителей на воздушных парадах своим мастерством. Но со временем верные Яки отлета-