Техника - молодёжи 1981-06, страница 10И ГЕНЕТИКА них, мы попросили крупнейших ученых страны и мира осветить пути решения тех из нижеприведенного списка проблем, которые близки их творческим интересам. Эти ответы мы будем публиковать под рубри- Ответить в одной статье на весь широкий круг поставленных вопросов практически невозможно. Поэтому я постараюсь коснуться лишь тех проблем, которые близки мне как ученому-генетику. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ! Для того чтобы правильно познать человека, определить его место на Земле и в вечном потоке космоге-неза, выделяя при этом наиболее существенное, ни в коем случае нельзя забывать того, что человек в процессе общественно-трудовой деятельности приобрел социальную сущность. По словам К. Маркса, «сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений». Марксизм показал, что человек, олицетворяя высшую общественную форму движения материи, является активным, действующим и познающим созидателем истории. Он обладает сознанием, волей, речью, производит орудия труда, воздействуя которыми на природу целенаправленно преобразует ее. Марксистское учение о социальной сущности человека появилось в то время, когда Дарвин уже показал неразрывную связь человека с его животными предками. Стало очевидным, что, хотя многие биологические особенности человека как части природы пришли из далекого прошлого, связанного с эволюцией животных, не они определяют его сущность. Тем не менее на протяжении последних 100 лет история вопроса о биологическом и социальном была связана с попытками ревизовать марксистское учение о социальной сущности человека, защитить тезис, что человек обладает двумя сущностями: биологической и социальной. Сторонники представления о биосоциальной сущности человека, старательно подчеркивая биологическое, уверяют, что человек — это поумневшее животное, все поведение и даже духовная жизнь которого диктуется генами. Такой подход послужил обоснованию социал-дар- НАУНА О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО ВЕНА ние — многочисленные безуспешные попытки «очеловечить» росших среди животных «Маугли». Кроме того, напомним, что в XVI веке были проведены, если так можно ска-зать, «эксперименты» в этом направлении. Например, император Индии Абкар изолировал группу младенцев и спустя 5—6 лет смог убедиться, что, будучи здоровыми от рождения, они не обрели сознания и не научились говорить. С другой стороны, известны интересные работы с детьми, слепоглухонемыми от рождения. Предоставленные самим себе, они не поднимаются выше уровня животного существования. Но вот при особой методике воспитания, когда их удается вовлечь в общение с людьми, в общественно-трудовую деятель ность, такие дети почти не отстают от ровесников в своем развитии. Эти факты отчетливо показали, что человека отличает от животных в первую очередь именно способность приобретать сознание и речь. кой «Наука о человеке будущего века», которая, как мы надеемся, заинтересует читателей не менее, чем материалы рубрики «Фантасты мира о будущем человека», публиковавшиеся в 1976 году. винизма. расовой теории и евгеники. Еще на нашей памяти в страшные годы воинствующего фашизма эти лжетеории послужили «научной» базой для практики геноцида. Национал-социализм в полной мере обнаружил глубину аморальности биоло-гизаторского подхода к человеку, чем отвратил от расизма, социал-дарвинизма и евгеники большинство ученых. Но, как это ни парадоксально, и в наши дни появляются попытки вновь осложнить ясную проблему, несмотря на то, что за последние 25 лет объем и глубина знаний о сущности явления жизни неимоверно выросли. Новейшие данные молекулярной генетики исчерпывающе подтвердили единство человека с животным миром, со всеми формами жизни на Земле. Естественноисторическое происхождение человека, его место в системе организмов документировано на уровне генетического кода. Ни у кого не вызывает сомнений, что формирование вида человека разумного шло при действии законов биологической эволюции, то есть в условиях естественного отбора, изменчивости и наследственности. Появление человека как носителя общественной формы движения материи стало вторым величайшим событием в истории организмов после акта зарождения самой жизни на Земле. Да и новейшие открытия в биологии и генетике не приводят к изменению марксистской концепции появления человека как социального существа, вышедшего за пределы биологического. Многие исследователи выдвигали тезис: качественные отличия человека от животных в первую очередь в том и состоят, что сознание заложено у него в наследственности, еще до рождения, до контакта с внешней средой. Однако было доказано противоположное: ребенок, если он после рождения воспитывается вне общественно-практической деятельности, так же как и любое дикое млекопитающее, не обладает сознанием и речью. Тому подтвержде- БЕЗ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕТ Выяснение сути этого качественного отличия представляет собой одну из величайших проблем науки. При наличии всех свойственных человеку биологических особенностей, и в том числе нормального мозга, над-биологическое в нем само по себе не возникает. Очевидно, что сознание как таковое не заложено в генах, оно возникает в индивидуальном развитии под влиянием общественной практики. В истории происхождения человека разумного труд и сознание стали источником целого комплекса постепенно развивающихся социальных институтов человека в виде семьи, рода, элементов науки, религии, этических норм, эстетики и многого другого. Но сам комплекс передавался не через гены, а путем восприятия каждым поколением всего богатства духовной и материальной культуры. Это надбиоло-гическое наследование получило название социального. Его содержание обогащалось и изменялось в разные периоды развития человека, и у каждого отдельного поколения была, естественно, своя социальная программа. Учение о социальном наследовании до сих пор в штыки принимается биологизаторами человека. Одни делают вид, что ничего нового здесь нет, другие же просто-напросто отвергают все эти идеи. Их позицию нетрудно понять, если учесть, что учение о социальном наследовании, объединяя новые биологические знания с диалектикой, вновь, с и биологи нашей страны и мира
|