Техника - молодёжи 1981-10, страница 47

Техника - молодёжи 1981-10, страница 47

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

три или четыре комнаты располагались анфиладой. Другой вариант — дома с комнатами, расположенными попарно друг против друга. Центральным помещением в любом доме была комната с печью. Все пространство ее занято су-фой — хитро устроенной отапливаемой лежанкой. Рядом — тумбо-видные подставки-жаровни, круглые столики для жерновов, утварь — горшки, кувшины, чаши. Остальные помещения использовались как кладовые. В них закрома с глиняными стенами, большие сосуды для хранения зерна и жидкостей, погреба для хранения мясных и молочных продуктов.

Интересно устроено отопление комнаты.

В суфу вмазывалась печь-тандыр, устье ее топки приходилось на край суфы на уровне пола. Против топочного отверстия или сбоку в ту-лове печки располагалось отверстие дымохода, а сам дымоход прокладывался в суфе до ближайшего угла или стены, далее шел в ее толще, выходя наружу зачастую далеко от самой печи...

При раскопках археологам удалось обнаружить всевозможную утварь: полихромную глазурованную глиняную посуду, многочисленные изделия из камня — жернова ручных зернотерок, мельниц, песты, терочники, отбойники; изделия из железа — ножи, скобы, гвозди. Разнообразны женские украшения — серебряные и бронзовые браслеты, серьги, бусы из цветного камня и специальной пасты. Находки помогли воссоздать быт отрарцев, понять жизненный уклад. Так, в северо-восточной части города жили гончары, причем их мастерские соединялись с жилыми домами. Одна из мастерских, например, состояла из четырех помещений и двора с двумя гончарными печами, которые функционировали, по-видимому, летом, третья же печь была в жилом помещении и предназначалась для зимних работ.

В мастерской нашли жернова для растирания стеклообразной массы и песка, тигель, шарики по-

Предметы, найденные при раскоп-нах средневекового Отрара: остатки канализационных труб, оружие, обломок плиты с надписью, глиняная и керамическая посуда, монеты (в н и -3 у), глиняные «дудочки» (вверху).

Фото Жунусбека П а и з о в а.

«а*

v4s»

таша, палитру для красок, накова-ленки. Готовая продукция хранилась в специальной яме; в одной из них обнаружили около двух десятков водоносных кувшинов, подготовленных для продажи.

У западной стены города располагался квартал хлебопеков. Небольшие дома-мастерские с парными тандырами для выпечки лепешек, амбары с ларями для хранения муки — вот типичная пекарская постройка.

Удалось отыскать и дом кузнеца, который был и «металлургом», выплавлявшим кричное железо, и «инструментальщиком», изготавливавшим сельскохозяйственный инвентарь — кетмени и лемеха для пахотных орудий.

Интересен так называемый «дом ткача». Здесь на полу в завале стен и кровли наткнулись на обломки ткацкого станка, нашли куски шерстяной, хлопчатобумажной ткани и в одном из закромов — семена хлопка.

Сравнительное изучение планировки, характера застроек много сказало нам о социальной структуре Отрара В кварталах центральной части города строились дома больших размеров с массой удобных помещений из обожженного кирпича, отделанные керамическими плитами со множеством ларей, погребов и хумов в хозяйственных помещениях. Напротив, кварталы у западной стены города изобилуют небольшими одно- и двухкомнатными домами, сложенными как бы небрежно, наспех.

По какому принципу складывались квартальные общины — семей-но-родственному или территориально-хозяйственному — пока неясно.

Раскопки позволили лишь сделать примерный подсчет населения

города в XVI—XVIII веках. Рассуждали при этом так.

Площадь жилого квартала в среднем около 1500 м2. Весь город занимал территорию 20 га, или 200 000 м2. Поскольку четвертую часть занимали здания общественного пользования (мечети, бани и т. д.), улицы, площади и базары, то на жилье приходилось не менее 15 га. То есть в позднесред-невековом Отраре было 100 жи«(ых кварталов в среднем с 10 домами. В доме жила семья из 5—7 человек. А все население Отрара насчитывало 5— 7 тысяч человек...

Много внимания уделяли отрар-цы мелиорации. В Отрарском оазисе найдены многочисленные остатки поливного земледелия.

Помимо ранней оросительной сети V — VII веков, сегодня изучаются следы четырех более поздних. Это — Сангал-арык (VII—IX вв.), Алтын-арык (X — начало XIII в.), Каракунчук-арык (XIII — XIV вв.) и Темир-арык (XIV—XVIII вв.). Всех их снабжала водой Арысь.

Большое водохранилище обеспечивало водохозяйственные нужды Отрара в два этапа: в X—XII веках функционировал малый резервуар, в середине XIII века с его юго-восточной стороны соорудили дополнительный котлован. В таком виде водохранилище просуществовало до XVII века. В начале же XIX века водоем был заброшен, а вместе с ним замерла и жизнь Отрара. Почему это произошло, вопрос сложный и серьезный.

Раскопки Отрара продолжаются, ученые идут в глубь веков.