Техника - молодёжи 1981-10, страница 50

Техника - молодёжи 1981-10, страница 50

СМЕЛЕЙ,

ГОРДЫЙ СКАКУН!

К 4-й стр. обяожни

ТИМОФЕИ НИКОЛАЕВ, наш спец. корр.

В пути ребят ожидают приятные сюрпризы, как, например, этот: поезд, пройдя по мосту, сразу же попадает в тоннель...

Первая в мире детская железная дорога, построенная сорок пять лет назад в Тбилиси, положила начало целому семейству. Сегодня еще тридцать девять железнодорожных узко колеек в самых различных уголках нашей страны — от Луцка и Вильнюса до Южно-Сахалинска — перевозят ежегодно ни много ни мало два миллиона пассажиров в год!

Символично, что самая молодая, сороковая в стране Чимкентская дет екая железная дорога имени Героя Советского Союза Гани Маратбаева открылась для движения в Международный год ребенка. Такой подарок получили пионеры от взрослых в тот знаменательный год. Техническая оснащенность дороги самая современная Посты электрической центра лизации стрелок и сигналов, радиофикации станции и подвижного состава, движение поездов по автоматической блокировке действуют, как на настоящей дороге. Притом все тут сделано взрослыми с особой тщательностью и любовью, что сродни вдохновению. Именно так поступают люди, когда дело касается самого дорогого в их жизни — детей.

Затейлив, оригинален архитектурный облик обеих станций — Спортив ной и Тулпар, что в переводе с казахского означает «горячий конь», «скакун» Детский мир сказки, фантазии, забавных четвероногих притяги вает сюда сотнн и сотни детей. Вдобавок необычна и сама поездка по детской дороге: машинист тепловоза не строгий дяденька в форменной шапке, а почти такой же, как и пас сажиры, мальчик в пионерском галстуке.

Проект дороги очень интересен, больше того, пожалуй, он уникален. Архитектурные формы жизнерадост ны, запоминаются сразу и выигрыш

но вписаны в ландшафт. Не случайно группа специалистов чимкентского института Южгорсельпроект за создание столь оригинального решения детской узкоколейки выдвинута на соискание премии Ленинского комсомола.

как дорогу строили

...Палящее, суховейное лето. Стол бик термометра зашкаливает за сорок в тени, и в городе от жары буквально некуда деться. От зноя спасают только стены домов и зелень деревьев. Ничего не скажешь, насаждений в Чимкенте много, но город разросся, возник «дефицит тени». В новых микрорайонах не окрепли еще- юные саженцы. Нет пока и нового, специального парка для детей. Зато в последние годы в северной части города открыта зона отдыха с дендропарком, большим искусственным озером, а рядом находится зоопарк. К самым его воротам подходят пути конечной станции Тулпар. Ее архитектурное решение не совсем обычно, чувствуется полет фантазии создателей дороги, сумевших в оформлении перрона отразить местный колорит. Главный модуль напоминает фигурку забавного верблюжонка, на мгновение задержавшегося у Гулпара, да так и оставшегося тут навсегда.

Дорога эта . хотя и детская, но проблемы, решаемые с ее помощью, большие. Как говорится, если бы стальной магистрали не существовало, ее следовало бы выдумать. Дело в том, что еще не пущен в зону отдыха троллейбус, поэтому единственной нитью, которая связывает Чимкент и дендропарк с озером, стала детская узкоколейка. Только за прошлый год, с мая по сентябрь, по ней

перевезено 176 тысяч пассажиров. 90 тысяч из них — дети.

— Проектировали железную дорогу на общественных началах, — рас сказывает член Союза архитекторов СССР Илесбек Таупанов. — Когда мы узнали, что в городе планируется строительство такого объекта и пустить его надо именно в Междуна родний год ребенка, многие комсомольцы нашего института, желая скорее помочь делу, стали проситься в авторский коллектив. Ведь времени у нас было менее года.

Что значит разработать проект в такой сжатый срок, известно каждо му архитектору. И поэтому трудились сверхурочно, частенько прихватывая воскресенья и субботы, засиживались за полночь, брали чертежи на дом. Дело пошло. Комсомольцы-энтузиасты X. Нускабаев, Б. Кенен-баев, Д. Кенжебеков и А. Мамырба-ев, сразу включившись в работу, сдвинули идею с «мертвой точки» оргмомента. Надо отдать должное и главному архитектору проекта Николаю Дмитриевичу Чемисову — в одном творческом коллективе ему удалось сплавить пылкость и энту зиазм молодых с опытом специалистов с «солидным стажем», таких, как С. Каргман, Т. Давыдова, С. Ха-муриди.

Параллельно со станционными зданиями создавались инженерные со оружения на трассе. Байтовый мост и тоннель — детище молодых специалистов чимкентского института Гипрофосфор А. Филипченко и Ю. Быкова. Декоративное оформление объектов осуществили сотрудники местного отделения Худфонда Казахской ССР. Словом, благодаря энтузиазму, молодости и высокому профессиональному мастерству коллектива архитекторов и художников

48