Техника - молодёжи 1981-11, страница 63тых, буроватых, желтоватых, синеватых, лиловых в тени, почти черных... На чистом снегу смаковал сннне, сиреневые н желтые блнкн. И на прогулках каждый пень и каждую лужицу хотелось ему перенести на холст — не для коллекции, а потому, что, только прорисовывая, разглядываешь как следует каждый лнстнк, каждую веточку, каждую трещину коры, а все они достойны любования. Но вот окончена школа варитантов, и в Гурии просыпается математик. Не формы видит он, а формулы; вместо цветных пятен — кривые линии на координатной сетке. Увлекательная взаимосвязь величин открывается ему: каждому уравнению соответствует кривая, каждой кривой — уравнение. Реальный мир уходит на задний план. Гурий рассчитывает орбиты астероидов, но нет в голове мрачных скал, висящих на звездном фоне. Любой вопрос переводит он на язык производных н интегралов. В этом очищенном мнре Гурий чувствует себя шахматистом за шахматной доской. Условия даны, фигуры расставлены: требуется найти правильный ход. Желательно, -чтобы решение было простым и красивым — неожиданным, новым, эффектным. Как выигрыш с жертвой ферзя. И у математика Гурия это всегда получается. у. На втором этапе ваританты становятся инженера и. Математические точки приобретают объем, превращаются в массивные глыбы, которые надо вести по расчетным кривым, подгонять и притормаживать, поворачивая так и этак, обрабатывать лучами и взрывами... Предметы снова становятся зримыми... но не такими, какими видел их мальчик Гурий, любитель карандаша и кисточки. Инженер Гурнй с удовольствием думает о кубических метрах и километрах, ощущает их плотность и массу. У него инженерное чутье, он без вычислений находит удачные решения: как и где подтолкнуть, чтобы разом перевернуть и уложить на место подлетающую гору. Красивые решения: остроумные и неожиданные, не решения — изобретения настоящие... Технические открытия. Да, радостно быть талантливым. И сменная талантливость утвердилась, оправдала себя на практике, потребовалось массовое обучение. Ваританты первого призыва становятся наставниками, инструкторами, педагогами. И конечно же, тоже талантливыми. Третий этап. Гурий — педагог, инженер душ челове ческнх. И этот новый Гурий снова мыслит конкретно. Он интуитивно понимает, кто из его учеников на что будет способен, какие склонности надо развнгь, какие шероховатости убрать, как сгладить острые углы, как подогнать людей друг к другу, чтобы не толпа была, а коллектив. Скульпторы так ощущают мраморную глыбу. Для посторонних — бесформенный камень, а для ваятеля очертания фигуры. Здесь надо отсечь, здесь сгладить, тогда проступит наружу скрытая в камне красота- Приятно ваять красивые души... и душам приятно становиться красивыми. Радостно принимать благодарность оперившихся, сознавать, что делаешь благородное дело и делаешь его хорошо. В чутком, с полуслова все понимающем педагог и нашла Люба то, что не хватало ей в жизни. Итак, мне предстоит описать счастливого человека. Великолепный математик, великолепный инженер, великолепный учитель. Везде удачи, все достается легко. Материал покоряется, даютси красивые решения, лепятся добрые души. Что еще? Чего мне не хватает? Мне, автору? ИЗЮМИНКА Изюминки не хватает мне. Фантас ической. Предстоит описывать талантливого математика, ннж нера, учителя. Но есть такие люди и сейчас, только живут они в разных телах. Я объединяю их в био рафии Гурия, но мог бы и разделить ее иа три рассказа, на серию рассказов о счастливых, талан лнвых людях. Что же дало сложе Hi е? Неужели количество не перешло в качество? Какое же новое качество может родиться в мозгу? Давайте подумаем. И для разбега начнем с нуля. У человека две сигнальные системы: образная и словесная, нлн, по Павлову, «первая» и «вторая». Но до первой была у живого и более примитивная система автоматических ответов на раздражения Подсолнечник не виднт солнца, но к свету поворачивается. Паук не видит муху, он опутывает нечто трепещущее, трясущее паутину. Муху или ножки камертон! пауку безраз лично. Только у высших животных звуки, запахи, краски сливаются в образ мухя, солнца или, допустим, льва... Обобщение раздражений и есть первая сигнальная система. А' вторая — обобщение образов в слова: муха — двукрылое — насекомое — животное — живое . Первая I игнальная — обобщение, вторая — обобщение, по логике вещей и третья должн быть обобщением... Может быть, у наших варитантов, у Гурия в частности, родится в мозгу этакий клубок ассоциаций. Так и представляю себе спутанные нитки, переливчатые, звучащие, ароматные, как-то влияющи друг на друга, А в результате вывод: «Ваша идея дурно пахнет» или: «Диссонанс, так и режет глаз». Не н ключено, что такие фразы — это символы будущих ощущений. — Понравилась тебе книга? — спросят Гурия. — Бле ла она какая-то. — Стоит ли строить поселок? — Пунктир... определится не скоро. — Валентин объяснился в любви Верочке. Она так счастлива. — Мутный союз получается. — Что это значит? Объясни, пожалуйста. — Я так вижу. Он ронзнтельно желтый. А Верочка бледно голуС ая. Вместе получаете» что-то мутное, грязноватое. Гурий увидит в будущем гораздо больше, чем обыч ные люди. Но именно это видение и разлучит его с Любой. Ведь к сочувствующему, не к трез э расчетливому тянулась она душой. И, подобно Маше, придет Гурий к своим учителям, умоляя сделать его обычным человеком. Но, увы, он обречен быть выдающимся. И придется ему написать правдивую книгу о переживаниях варитантов. Ведь он же когда-то мечтал стать журналистом. А такая книга нужна для поступающих в школу, они должны знать, на что идут. Вот он н пишет: «Та странная девочка появилась у нас в середине учебного года. Помню бледное пятно ее лица, возникшее на фоне крашенной суриком двери, жиденькие косы вокруг головы, настороженный взгляд. Класснаи руководительница подпирала ее сзади, как бы вдавливала в класс своей пышной грудью. Девочки вздернули носики — не соперница! Мальчики кисло поморщились — некрасивая! Кажется, я ничего не подумал. Или подумал, что никакая, бескрасочная. Мне даже не захотелось сделать ее портрет. Ничего не было примечательного в ее внешности, да и странного не было...» Так начнет Гурнй, с прихода Маши в школу. Остальное я должен написать за него... Или уже не должен? Може 1 быть, читатели сами напрягут свою первую сигнальную систему и вообразят космический бильярд, школу талантов, Гурия, девушку Машу, девушку Любу... И даже голуб нькую Верочку с ее пронзительно-желтым женихом. А может быть, у кого-нибудь и третья сигнальная возниквет в голове. Тогда вы сами расскажете, как выглядит мир в ее цветисто-ароматном клубке. 59
|