Техника - молодёжи 1982-06, страница 57

Техника - молодёжи 1982-06, страница 57

ВАДИМ ВИЛИНБАХОВ, кандидат исторических наук, Ленинград

«Я слышал, что ученых сегодня интересуют легенды и мифы разных народов как t материал для выяснения того, какими знаниями обладали наши предки. Не могли бы вы рассказать об этом?

И. МИТРОХИНг. АБАКАН

На XVI чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циол«оеского, с большим интересом были встречены доклады В. Вилинбахова «Представления о внеземных цивилизациях в мифологическом сознании» и И. Лисе-вича «Мифы и гипотеза о космических контактах». Эти ученые давно занимаются «расшифровкой» мифов и легенд, рассматривая их mz *ку-менты, свидетельствующие об &ре-деленной трансформации древних знаний в литературные произведения. Статьи В. Вилинбахова на эту тему печатались в научных сборниках «Русский фольклор». Работа И. Лисевича «Древние мифы глазами человека космической эры» недавно опубликована в сборнике «Проблемы поиска внеземных цивилизаций». Мы попросили ученых ответить на вопрос нашего читателя. Сопровож* даем их статьи иллюстрациями, свидетельствующими о пристальном вни* мании первобытного человека к космическим явлениям.

Как известно, в архаических обществах мифология представляла собой некую основу духовной культуры, пронося через столетия самые первичные, самые начальные, стихийные «формулировки» сложнейшего внешнего мира, которые неявным образом широка отражают реальные черты бытия. И при всем том миф создает иную, новую литературную «высшую реальность», которая воспринимается носителями мифологической традиции как первоисточник и идеальная основа сущего. Естественно, что в развитых мифологиях значительное место принадлежит космогоническим гипотезам, тесно связанным с представлениями о первопредках — демиургах (культурных героях) и актах творения (мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит мир). Казалось бы, в этом нет ничего удивительного.

Но тут-то и начинаются загадки.

Прежде всего, оказывается, в архаическом творчестве многих народов, абсолютно независимо от ведущих мировых религиозных учений, мелькают мысли о населенности космоса и известных им планет.

Так, например, в «Попул Вух», священной книге американских индейцев кише, говорится о бесконечно древней цивилизации, обладавшей знаниями о туманностях и солнечной системе. В Перу еще в доинков-

КОСМОС И

ские времена бытовала легенда о том, что на далеких звездах живут существа, подобные людям. Африканские догоны убеждены, что вселенная населена различными живыми существами. Архаичные эсты верили, что на небесных телах живут «некие люди». В одном из преданий новозеландских маори — «Восхождение Рупе на небо» — упоминается о всеобщей заселенности космоса. Более чем удивительны астро-космические мифологические представления жителей острова Пасхи. Среди них, в частности, такое: «Жители Юпитера установили связь между планетами...»

Согласно воззрениям сибирских кетов космос населен «небесными людьми», которые дают тому или иному человеку шамднский дар. Верховный мир выглядит как система из семи кругов, расположенных над Землей; «небесные люди» обитают между ними. Чем выше круг, тем больше их сила и активность. Причем «ес'деи» (небесные люди) обладают человеческим обликом...

Заселяя космические пространства человекоподобными и иными разумными существами, архаическое сознание по каким-то причинам особенно выделяло определенкуй участок вселенной — созвездие Плеяд.

Еще майя считали себя «детьми Плеяд». Племена североамериканских индейцев хранят очень похо-

54