Техника - молодёжи 1982-08, страница 7

Техника - молодёжи 1982-08, страница 7

ХРОНИКА ВРЕМЕН АНАТОЛИЯ МАЛЮТИНА

ЮРИИ МАСЛОВ, наш спец. корр.

Молодые люди всегда задумываются о своем месте в жизни. И здесь требуется работа самостоятельной мысли. А это не просто. Особенно когда тебе семнадцать. Особенно когда перед тобой отточенные, многократно доказанные оценки блистательных прошлых десятилетий. Оттого и кочуют годами из одного школьного сочинения в другое: «Я завидую ровесникам, которые жили в заме-чательное время, когда от каждого человека требовалось напряжение сил, равное подвигу...»

Сегодня еще пишут: «Я считаю, что слишком поздно родился. Без меня распахивали целину, строили Братск...» А Анатолий Малютин написал так: «Для меня работа найдется...» Старый учитель долго ломал голову. Что это? Самонадеянность, бравада легкомысленного мальчишки или твердая уверенность в себе?

Учитель еще раз перечитал сочинение. Все просто и буднично, и к тому же четыре ошибки — три синтаксические и одна орфографическая. Учитель подумал и поставил «удовлетворительно». Все правильно. И положил тетрадь ученика в общую стопку. Но по дороге домой и вечером за чаем он снова мысленно перечитал сочинение своего ученика, за ним увидел его самого — крепкого, спокойного, с задумчивым, чуть насмешливым взглядом, — и ему стало легко и радостно, и он понял, что за сочинение, если бы не ошибки, можно было бы поставить и пятерку: в нем были широта и убежденность, чувствовался характер.

Характер... Это очень емкое понятие. Он определяется мерой нравственности, которую человек вкла

дывает в свои дела и поступки, настойчивостью и упорством в достижении цели.

Что он будет сталеваром, Анатолий решил еще в школе. Самостоятельно.

Первое посещение металлургического завода стало точкой отсчета в его трудном восхождении на вершину избранной им профессии. Да, именно здесь решилась его судьба. Здесь Он впервые увидел, как варится чугун и плавится сталь. Здесь согрело окончательное и бесповоротное решение стать сталеваром. Об этом он, правда, никому не сказал, но через неделю, когда учитель литературы задал сочинение на тему: «Кем ты хочешь быть?», многозначительно написал: «Мне работа найдется...»

ХОРОШАЯ У НАС МОЛОДЕЖЬ — ОБРАЗОВАННАЯ, ТАЛАНТЛИВАЯ, СМЕЛАЯ. ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. МОЛОДОСТЬ — ЭТО УТРО ЖИЗНИ, ЭТО ПОРА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТСЯ КАК ЛИЧНОСТЬ, КАК ГРАЖДАНИН.

Из речи Л. И. БРЕЖНЕВА на XIX съезде ВЛКСМ

липецкого металлургического завода создали первичную комсомольскую организацию.

ХРОНИКА

12 января 1973 года на Ново-липецком металлургическом заводе начато строительство первого в стране кислородно-конвертерного цеха.

Окончив школу, Анатолий Малютин поступил в Липецкий металлургический институт. Ему повезло: время учебы совпало со строительством первого в стране кислородно-конвертерного цеха, насыщенного автоматикой и электронно-вычислительными машинами.

Раньше, чего греха таить, сталь варили на глазок, надеясь только на собственный опыт и интуицию.

Новый кислородно-конвертерный цех Новолипецкого металлургического завода почти полностью исключил и случайности, и ручной труд. На помощь человеку пришли новейшие механизмы, управлять которыми должны были инженеры и рабочие самой высокой квалификации.

В институте, где учился Малютин, была срочно создана спецгруппа по изучению и внедрению в производство новой техники. Анатолий записался одним из первых и, кроме глубоких фундаментальных знаний, вынес из института способность быстро перестраиваться, осваивать смежные дисциплины, экономить время, четко и логично формулировать свои мысли. В общем, к будущей профессии подготовился он более чем основательно. И после окончания института был распределен на Новолипецкий металлургический завод.

ХРОНИКА

4 января 1974 года в кислород-но-конвертерном цехе М 2 Ново-

лауреаты Премии ле

Здесь его встретили приветливо, но сразу же преподнесли довольно неожиданный и неприятный сюрприз — ни одной вакантной должности сталевара.

— Огорчился? — спросил его по этому поводу начальник смены Вячеслав Федорович Самарин. — Вижу, что огорчился. А зря. Иди разливщиком. Не пожалеешь.

— Рабочим? — вяло поинтересовался Анатолий. Самарин нахмурился.

— Формально — да. А если разобраться... В общем, по тем проблемам, которые мы собираемся разрешить на УНРС (установке непрерывной разливки стали), эта должность инженерная. — И, подумав, добавил: — Разливщик в нашем цехе — дублер сталевара.

В этом Самарин был прав. Если сталевар по каким-то причинам выдавал плавку горячей или холодной, с большим или меньшим содержанием легирующих элементов, то ему на помощь приходили разливщики. На УНРС они пускали в ход специальную установку, продували жидкий металл аргоном и тем самым доводили плавку не только до определенной температуры, но и корректировали в ней процентную долю ферросплавов, что резко снижало брак и приводило к огромной экономии алюминия и марганца — до двух тонн за плавку.

— А теперь прикинь, — продолжал развивать свою мысль Самарин. — Сталевары за смену выдают тринадцать-четырнадцать плавок, разливщики, естественно, столько же разливают. А можно семнадцать-восемнадцать...

— За счет чего? — простодушно спросил Анатолий.

— А это уже твоя забота. — Самарин улыбнулся и, не удержавшись, поддел: — Ты же инженер! Или рабочий?

1инск0г6 комсомола