Техника - молодёжи 1983-12, страница 9

Техника - молодёжи 1983-12, страница 9

Среди многих сувениров, подаренных гостеприимными северянами участникам автопробега, этот «Диплом царства Плутона», врученный начальником Кольской геологоразведочной экспедиции Д. Гу-берманом, занимает особое место. К диплому прилагается серенький в крапинку кусочек гранита, выпиленный в кольских базальтах на глубине почти 12 км! Ему нет цены. Десятки институтов занимаются сегодня изучением образцов лунного грунта, а такого вот кругляша, во вкраплениях которого хранится уникальная информация о нижних «этажах» Земли, пока нет ни у кого.

«Достижение, сравнимое разве что с запуском первого спутника Земли» — так оценили переход 10-километрового рубежа участники одного из геологических конгрессов. И это так. До сих пор ученые могли только догадываться, что происходит у нас под ногами — в земной коре. СГ-3 — единственная в мире скважина, прорывающаяся сквозь кристаллические породы Балтийского щита к мантии.

КОГДА ПОДНИМАЮТСЯ ШЛАГБАУМЫ

Пожалуй, впервые за историю своего существования этот полосатый шлагбаум с приближением километровой автоколонны не опустился, а был приветливо поднят. В ожидании, когда необходимые формальности будут выполнены — граница все же есть граница! — по обе стороны дороги, приветствуя наших конструкторов, выстроился весь свободный от службы коллектив заставы.

А вот она и граница — рукой подать, проходит по ближайшему холму, на котором как на ладошке виден чужой пограничный пост. По бликам окуляров, время от времени поблескивающим оттуда, можно заключить, что вернисаж автомобилей непонятных марок заинтересовал и сопредельных пограничников.

Даже пробыв тут несколько часов, убеждаешься, что понятие «режим дня» здесь весьма относительное. Его заменяет другая, неизмеримо более важная категория: режим государственной границы. Пока на плацу идет показ машин, один наряд уходит на дежурство, другой возвращается с задания, третий работает с техникой, четвертый — в питомнике с собаками. Начальник заставы и замполит стали знакомить нас со службами небольшого, но удивительно ладного хозяйства: ребята продемонстрировали нам работу с собакой, приемы обороны и нападения. Какой

на редкость дружный и динамичный создан здесь коллектив! Впрочем, иначе и нельзя, слишком напряженный ритм у маленькой заставы, где постоянная круглосуточная боевая готовность требует от каждого полной самоотдачи.

Вместе с замполитом заставы поднимаемся на вышку.

— Видите, вон там, где бежит тень от облака, — город по ту сторону границы, — показывает замполит.

Замполит — потомственный пограничник в четвертом (!) поколении. Отец, дед и прадед провели свою жизнь на краю державы, охраняя ее рубежи. Прадеду, рядовому, награжденному четырьмя «георгиями», офицеры первыми честь отдавали. Дед, Федор Киреич, служил в таможне, был грозой контрабандистов на Каспии. Отец, Владимир Федорович, пошел по стопам деда — тоже служил на границе. Да и сам Владимир не изменил семейной традиции — окончив пограничное училище, получил направление на северную заставу, где сегодня учит молодых ребят трудному, но почетному делу.

НОВИЧКИ И ВЕТЕРАНЫ ПОДВОДЯТ ИТОГИ

К 350 тыс. км, накрученным на спидометр светло-голубого пикапа Петра Назарова, сантехника из Риги, приплюсованы очередные 7000. Вроде и не бог весть какая добавка. Но буквально каждый километр в ней дорогого стоит: ведь это рекордные, сверх всяких технических нормативов пройденные километры. Да и по внешнему виду этого элегантного, вместительного, предназначенного для дальних путешествий автомобиля никак не скажешь, что это — пластмассовый ветеран автопробега.

— Сколько ходит такой кузов? — спросили у Петра зрители из Лоухов, маленького городка на самом севере Карелии.

— Лет пятьдесят, думаю, продержится! — улыбнулся Назаров, похлопав по легкой «ссадине» на крыле, оставленной зазевавшимся водителем ГАЗ-52 где-то под Сорта-валой. Несмотря на достаточно крепкий удар, несомненно смявший бы крыло «Жигуленка» или «Москвича», кузов назаровской машины почти не пострадал. Любопытно, что у царапины даже цвет не изменился: таково свойство пластиковых корпусов — сохранять красочный слой во всем объеме.

Особую цену имеет благополучный финиш для дебютанта пробегов — конструктора из Подмосковья Владимира Миронова. Собрав за 8 месяцев автомобиль, ходовая начинка которого оказалась

Деревлнная сназна Кижей.

...и наскальная живопись Бело-морья.