Техника - молодёжи 1984-02, страница 50

Техника - молодёжи 1984-02, страница 50

нями миллионы вековых деревьев и затем бросив их обратно на землю. Одновременно она сбила пламя с начавшей уже было гореть тайги.

По своим параметрам тунгусский взрыв соответствовал высотному ядерному взрыву мощностью до 20 мегатонн. Однако, судя по характеру ожога у деревьев, находившихся в радиусе 7—9 км от эпицентра взрыва, температура вспышки была ниже, чем при ядерных взрывах, хотя и достаточной для того, чтобы возник пожар. Пылающие обломки метеорита с огромной скоростью разлетелись во все стороны, часть их силой взрыва была выброшена в стратосферу на высоту до 25 км. По траектории метеорита в море огня продолжало двигаться шаровое метеоритное ядро диаметром около сотни метров. Горящее ядро ударилось о поверхность планеты в эпицентре взрыва. От удара и оно взорвалось, разлетевшись на миллионы пылающих брызг, образовав в земле большую круглую неглубокую воронку и породив вторую ударную воздушную волну.

Наиболее крупные обломки натриевой глыбы, не успевшие сгореть в полете, достигли поверхности Земли на площади в несколько тысяч квадратных километров. При их ударе о поверхность происходили многочисленные взрывы меньшей силы, аналогичные по характеру взрыву ядра.

Это вполне соответствует картине, описанной в книге Е. Кринова «Тун гусский метеорит»: «...уже на расстоянии всего нескольких километров сохранились значительные участки нетронутого леса, представляющие собой как бы островки в сплошном вывале и сухостое. Сохранность этих

«в результате взрыва достаточно плотной газовой массы, быстро распространяющейся и охлаждающейся». По его же мнению, взрыв ядра кометы произошел не только за счет превращения кинетической энергии в тепловую, но и за счет бурной реакции содержащихся в нем неполных углеводородных соединений с кислородом при большом давлении и температуре в ударной волне.

В «Докладах АН СССР» опубликованы выводы экспедиции А. Золотова, диаметрально противоположные выводам Комитета по метеоритам, и, в частности, доказывается, что снорость ТМ была более чем на порядок ниже, чем указываемая В. Фесенновым, и поэтому вывал леса был произведен не _ баллистической, а взрывной полной, и взрыв произошел не за счет кинетической энергии, а за счет внутренней ядерной или химической энергии космического тела.

В январском номере «ТМ» публикуется статья профессора Г. Покровского «Метеор — ранета», в которой показано, что «в полетах метеоров и метеоритов закономерности аэродинамики и баллистики играют сравнительно ничтожную роль» и что при определенных условиях метеорит может резко замедляться или даже ускоряться и менять направление движения за счет реактивных сил, возникающих при истечении вещества с

рощиц не всегда понятна, так как часто вокруг них не наблюдается никаких препятствий для распространения взрывной волны. Более того, иногда рядом с участками растущего леса на ровных площадках наблюдается сплошной валежник, ориентирован ный на котловину, расположенную на расстоянии 5 -8 км к северо-востоку. Создается представление, что взрывная волна действовала далеко не равномерно вокруг места падения метеорита и что не один только рельеф местности оказывал защитное влияние. Можно заключить, что взрывная волна имела «лучистый» характер и как бы «выхватывала» отдельные участки леса, где и производила вывал его и другие разрушения».

Становится понятным происхождение многочисленных глубоких воронок, обнаруженных еще Л. Куликом во время своих первых экспедиций на обширных болотистых пространствах в районе эпицентра катастрофы. Сейчас считается, что они имели термокарстовое происхождение, но для бы строго развития термокарстового процесса нужен был исходный толчок, которым как раз и могли послужить заметные нарушения верхнего покрова почвы при наземных взрывах метеоритных обломков.

Начальная скорость разлета обломков метеорита в момент взрыва была столь велика, что часть их разлетелась до 50 км от его эпицентра Эвенк Чучанча, находившийся тогда не далее 45 км, рассказывал, что они с братом проснулись в чуме от како-го-то толчка и услышали свист, как будто летело множество уток. Новый толчок сбил их с ног, был слышен шум падающих деревьев к уда-

его поверхности и могущих в десятки раз превосходить обычные аэродинамические силы.

1 9 6 2 год. Благодаря активной работе КСЭ и большой научной ценности получаемых ею результатов по инициативе академика В. С. Соболева было принято решение о создании Комиссии по метеоритам и нссмиче-ской пыли (КМКП) Сибирского отделения АН СССР, ставшей официальным научным центром по руководству всеми исследованиями, связанными с проблемой ТМ. Одной из серьезных работ КСЭ, выполненных под руководством Н. Васильева группой физиков и врачей, было выявление влияния тунгусснсй катастрофы на здоровье местного населения. Путем сбора и изучения данных в архивах медицинскгх учреждений, опросов старейших жителей и врачей, эксгумации трупов и изучению костей на радиоактивность было доказано, что ни лучевой, ни какой-либо другой неизвестной болезни ТМ не вызвал.

В мартовском номере «ТМ» опубликован третий дискуссионный материал по проблеме ТМ — статья Е. Кринова, А. Явнеля и И. Зоткина «Окончена ли история полувековой загадки?».

1 9 6 3 год. Опубликован первый сборник трудов «Проблема Тунгусского метеорита» (выпусн 1, Томск,

ры грома. Когда они выбрались из-под упавшего чума, то оказалось, что все вокруг горит. Они увидели ярчайшую вспышку, как бы второе солнце. Один из новых ударов опять сбил их с ног, затем последовал еще ряд вспышек, подобных молнии, но с ослабевавшей силой (запись этого рассказа, сделанная в 1926 году, приведена в «ТМ» № 9 за 1977 год). Очевидно, эвенки видели не молнии, а летящие с огромной скоростью куски горящего натрия.

Соответствует нашей гипотезе и представление о характере и интенсивности лучистого ожога в момент взрыва ТМ, которое можно получить из показаний жителей Ванавары С. Семенова и П. Косолапова, находившихся в 65 км южнее эпицентра. По словам Семенова, утром 30 июня он сидел на крыльце дома, лицом к северу. Вдруг небо на севере «раздвоилось», и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. Ему стало так горячо, словно на нем загорелась рубашка. Он хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но в этот момент небо захлопнулось и раздался сильный удар. Когда появился огонь, Семенов увидел, как его сосед Косолапое, работавший около своей избы, присел к земле, схватился обеими руками за голову и убежал в избу. Семенова же после удара отбросило сажени на три от крыльца. Сам Косолапое, который в момент взрыва вытаскивал из наличника окна гвоздь, рассказывал: «Вдруг мне что-то как бы сильно обожгло уши. Схватившись за них, я подумал, что горит крыша».

После падения на Землю гигантской натриевой глыбы остатки сопро-

214 е.), содержащий статьи участников КСЭ, из которых следовало, что, хотя они и не нашли фантов в пользу развивавшегося ими предположения академика В. Вернадского о том, что ТМ представлял собой облано химически активной космической пыли, тем не менее собранные ими материалы не уступают по научной ценности материалам энспедиций, финансируемых Академией наук.

1 9 6 4 год. В сборнике «Фантастика. 1964 год» издательства «Молодая гвардия» публинуется статья Г. Аль-това и В. Журавлевой «Путешествие в эпицентр полемики», содержащая фантастичесную гипотезу, по которой тунгуссная катастрофа была вызвана пазерным сигналом, пришедшим на Землю от цивилизации планетной системы 61-й звезды созвездия Лебедя.

1 96 5 год. Участники КСЭ выпустили книгу «Ночные светящиеся облака и оптические аномалии, связанные с падением Тунгусского метеорита» (М., «Наука», 110 е.), в которой на основе библиографических и архивных исследований был собран и обобщен большой фактический материал. В частности, к этому времени КМКП завершила полный сбор геофизических материалов, относящихся к лету 1908 года, во всех сохранившихся архивах советских и иностранных геофизических, метеорологических и астрономических обсерваторий.

48