Техника - молодёжи 1984-03, страница 25

Техника - молодёжи 1984-03, страница 25

ковчане все это делают сами. И, по-моему, неплохо.

Полвека тому назад в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе выпустили три необычных экспериментальных самолета. Первый строился по инициативе известного авиаконструктора Д. Григоровича, работавшего в ту пору преподавателем МАИ. Оригинальность этой машины состояла в том, что выполнили ее не из обычных для авиации тех лет материалов, а из стали марки «Энерж-6». Второй аэроплан ЭМАИ-1 «Серго Орджоникидзе» стал первым в мире самолетом из электрона — сплава на основе магния. Испытывали ЭМАИ-1 четыре года, совершив на нем до 600 посадок. Почти одновременно, в том же 1934 году, москвичи построили из электрона авиетку Э-2 «Клим Ворошилов».

Прошло четыре десятилетия, и в СКВ МАИ под руководством преподавателя В. Пятова студенты спроектировали несколько экспериментальных мини-вертолетов (см. «ТМ», № 4_5 за 1983 год). А в 1979 году начались испытания одноместного пилотажного самолета «Квант». На этой машине, в конструкции которой было реализовано немало оригинальных технических решений, пилоты Б. Лойчиков и В. Заболоцкий в 1970—1981 годах установили пять рекордов. Думается, что «Квант», выполненный на хорошем профессиональном уровне и выпущенный пусть даже небольшой серией, весьма пригодился бы нашим спортсменам-летчикам.

Не менее интересные летательные аппараты — в основном амфибии — были спроектированы и построены для нужд народного хозяйства в Рижском Краснознаменном институте инженеров гражданской авиации, в Казанском авиационном институте.

(\

Двухтактный, двухцилиндровый двигатель В-30, разработанный в Харьковском авиационном институте, объем 498 см3, развивает мощность 30 л. с. при 5 тыс, об/мин).

ЛЕТНЫЙ КЛУБ ХАИ

ИГОРЬ ПРОТЧЕНКО, г. Львов.

...Ежегодно после весенней сессии они укладывают в грузовик разобранный мотопланер (разработанный на базе известного планера конструкции Б. Ошкиниса БРО-11), канистры с топливом и маслом, запас продуктов и, выехав из Харькова, разбивают лагерь где-нибудь на выгоне, удаленном от воздушных линий и аэродромов. Так возникает «походный аэроклуб» Харьковского авиационного института. Здесь все делается по правилам большой авиации — оборудуются старт, на котором выложен посадочный знак Т, и огороженная стоянка мотопланера, склад горючесмазочных материалов и даже ремонтный цех, которые размещаются в обычных палатках.

Занимается день. Харьковчане опробуют двигатель мотопланера и выкатывают аппарат на старт, свое место занимает дежурный хронометрист. После этого один из инструкторов вылетает на разведку погоды, а по его возвращении начинается рабочий день. Вечером мотопланер закрепляют на стоянке растяжками и тщательнейшим образом осматривают его. Затем инструкторы проводят детальный разбор полетов и намечают планы на следующий день.

Нередко в походный лагерь ХАИ наведываются гости из других городов. Им предоставляется возможность отработать технику пилотирования иод наблюдением инструкторов, получить квалифицированную консультацию. Хочу отметить немаловажное обстоятельство — за все время существования аэроклуба ХАИ не было ни одного (подчеркиваю!) летного происшествия. Вот что значит продуманная организация летной подготовки в сочетании с дисциплиной. Кроме того, не следует упускать из виду, что аппарат, на котором летают харьковчане, выполнен ва высоком профессиональном уровне.

На мой взгляд, студентам ХАИ удалось наилучшим образом решить проблему организации полетов на самодельных летательных аппаратах.

Двухмоторный цельнометаллический самолет ХАИ-30 «Профессор Неман», демонстрирующийся на одной из выставок.

Мотопланер «Коршун-М» в полете.

Планеры, созданные в Харьновсиом авиационном институте.