Техника - молодёжи 1984-04, страница 46

Техника - молодёжи 1984-04, страница 46

с интересным фактом. Под действием антиоксидантов в значительной степени изменилась концентрация гормонов гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. А ведь гормоны сами могут оказать существенное влияние на темпы старения. Иначе говоря, пролонгирующее действие антиоксидантов обусловлено не их прямым влиянием на свободные радикалы, а опосредовано ней-рогормональными сдвигами в организме.

— Продолжительность жизни животных разных видов изменяется в большом временном диапазоне — от нескольких дней до сотен лет. Чем отличаются процессы их старения?

— Полагают, что видовые жизненные сроки связаны с интенсивностью обмена веществ, развитием и весом мозга, мышечной активностью, плодовитостью, количеством клеток и другими показателями. Каждое из этих предположений верно и вместе с тем неуниверсально. Можно прямо сказать, продолжительность жизни определяется всей биологической организацией животного.

Известно, что природа умеет достигать колоссального разнообра зия с помощью небольшого количества средств. Безусловно, фундаментальные механизмы старения всех животных едины. Но безусловно и то, что они имеют и ряд существенных отличий. Мы впервые сопоставили, как стареют животные: мышь, крыса, кошка, собака и человек, обладающие различной видовой продолжительностью

жизни.

Выяснилось, что можно выделить два вида изменений при старении — хронобиологичеокие и онто-биологические. Хронобиологические связаны с календарным возрастом, фиксирующим саму длительность жизни, поэтому они больше выражены у тех животных, которые дольше живут. Так, например, изменения в соединительной ткани, в сосудах, в костях, содержании воды у человека в процессе старения больше, чем у собак, у собак — больше, чем у кроликов, и т. д. Он-тобиологические изменения, такие, как, например, сдвиги в генетическом аппарате, в нейрогуморальной регуляции, связаны с биологическим возрастом, более точно отмечающим постарение и связанное с ним состояние здоровья. Эти изменения примерно одинаковы у жи вотных с разной продолжительностью жизни.

Отсюда важный вывод: у различных животных неодинаково соотношение хронобиологических и он-тобиологических проявлений старения. Особенно выражены хронобиологические изменения у людей.

Именно поэтому с возрастом люди чаще болеют, возрастные изменения создают предпосылки для развития атеросклероза, гипертонии, рака, диабета и других болезней.

— Какова, на Ваш взгляд, предельная продолжительность жизни человека сегодня?

— Здесь все смешалось: мифы и реальность, возможность и желание. Все мифы и легенды выражали в конечном счете желание человека жить долго. Была еще одна возможность уйти от срока надвигающейся ранней смерти — поверить в бессмертие души, покидающей смертное тело. Эта вера стала одним из источников религии.

Определение возраста долгожителей оказалось делом нелегким. Отсутствие точной документации, объективных критериев возраста нередко приводит к сообщениям о людях, возраст которых составляет 160—180 лет. Очевидно, прав был академик А. А. Богомолец, называвший 120 лет предельным возрастом человека. Мы рассчитывали диапазон долголетия у самых разных видов животных, сопоставляя различные параметры организма на протяжении их жизни. Расчет убеждает: человек может прожить максимально 115—120 лет. Следует подчеркнуть, эти цифры — исключение, а не правило для человека как биологического вида.

— Прогнозирование, конечно, сложное н трудное дело. Однако прогнозы продолжительности жизни существуют. На чем они основываются?

— Есть выражение: «Прогнозы — это история, обращенная в будущее». В возможность увеличения сроков жизни верили классики геронтологии: И. И. Мечников, А. А. Богомолец, А. В. Нагорный. И это была не просто вера, а убеждение, основанное на изучении состояния здоровья долгожителей, на знании особенностей течения физиологических процессов, на данных сравнительного метода.

В наши дни существует много прогнозов относительно возможности продления жизни. Но ко многим из них следует относиться сдержанно. Нередко они порождены своеобразной магией, связанной с общими успехами науки. Открытие генетического кода, механизмов синтеза белка, возбуждения клетки, регуляции живого создало иллюзию вседоступности и всевоз-можности, включая и представление о близости продления сроков жизни. Так, в конце 60-х годов одна американская научная корпорация предсказывала увеличение жизни человека на 50 лет к 2020 году, другая — к середине 90-х годов нашего столетия. Эксперты обеих

корпораций сходились на том, что к указанному времени будут раскрыты основные механизмы старения и установлен контроль над этим процессом.

К сожалению, и в нашей, особенно популярной, литературе встречаются утверждения о якобы радикальном увеличении продолжительности жизни в ближайшее время. Заявления эти не так уж безобидны. Они дезориентируют людей, обесценивают упорные, необычайно трудоемкие попытки увеличить продолжительность жизни человека хотя бы на годы.

Один из объективных методов составления прогнозов — экспертные оценки специалистов. Институт геронтологии Академии медицинских наук СССР предложил большой группе экспертов, ведущих геронтологов страны, во-первых, оценить реальность разработки методов и средств, оказывающих воздействие на темп старения и увеличивающих период активного долголетия, во-вторых, оценить актуальность постановки вопроса о радикальном увеличении продолжительности

жизни, то есть реальность прорыва через барьер видовой ее продолжительности.

Согласно результатам коллективной экспертизы контроль над темпом старения человека считается более выполнимой задачей и близкой по времени свершения. Большинство экспертов (64,6%) считают, что контроль за темпом старения установят к концу нынешнего — началу будущего столетия, то есть до 2010 года. Что же касается преодоления барьера видовой продолжительности жизни и тем самым радикального ее увеличения, то 58% экспертов в этом сомневаются, а достижение успеха, если и удастся его добиться, относят ко второй четверти будущего века.

Однако прогнозы геронтологов в конечном итоге оптимистичны. Оптимизм же определен сегодняшними успехами: в условиях эксперимента сейчас удается увеличить продолжительность жизни животных на 30, а иногда на 100%.

Чтобы геропротекторы — так назвали вещества, сдерживающие старение, — оказали воздействие на его темп, их нужно принимать в течение значительного периода времени. Причем неясно, какие побочные действия могут вызвать подобные соединения. Так что какими бы ни были радужными наши надежды на эффективность геропротекторов, они никогда не заменят нам оптимального образа жизни, оздоровляющего влияния природной среды на организм, активной социальной деятельности.

(Продолжение следует)

44