Техника - молодёжи 1984-05, страница 40

Техника - молодёжи 1984-05, страница 40

Вот уже тридцать девять лет в весенний день 9 мая советский народ и все прогрессивное человечество торжественно отмечают День Победы над нацистской Германией.

Давно уже отгремели сражения второй мировой войны. Ушли на переплавку искореженные, обгоревшие обломки «юнкерсов» и «мес-сершмиттов», «тигров» и «Фердинандов», корпуса «карманных линкоров» и субмарин Деница ржавеют на морском дне. Ныне лишь некоторые образцы боевой техники вермахта можно увидеть в военно-исторических музеях среди трофейной техники.

Однако кое-кто на Западе все еще упорствует в стремлении выдать желаемое за действительное. И далеко не случайно в мемуарах бывших генералов вермахта то и дело мелькают воспоминания о «чудо-оружии», которое «чуть-чуть» не спасло третий рейх от закономерного конца.

К таким легендам относятся и повествования о тяжелых танках вермахта, и безудержные дифирамбы создателю «тигра» — австрийцу по национальности, верой и правдой служившему своему земляку, пресловутому фюреру нацистской Германии. Речь идет о Фердинанде Порше.

Стараниями геббельсовских пропагандистов, в после войны буржуазных историков, «тигр» превратился чуть ли не в лучший танк второй мировой войны. Однако мы располагаем достаточно полными и точными сведениями об зтой машине. позволяющими отделить вымыслы о «сверхтанке» от исторических фактов. О них-то и пойдет речь в статье Л. Сергеева и И. Шмелеву. При втом авторы оговорили что не станут повторять технически характеристики, достаточно полно приведенные в «ТМ» в выпусках «Нашего танкового музев» (1979—1982 годы).

ПОВЕРЖЕННЫЙ «ЗВЕРИНЕЦ» НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

ЛЕОНИД СЕРГЕЕВ, генерал-майор- инженер в отставке, ИГОРЬ ШМЕЛЕВ, инженер

В частях вермахта тяжелые танки появились лишь осенью 1942 года. Но это вовсе не значит, что до той поры не предпринимались попытки создать их. Неверно было бы считать, что такие машины конструировались в спешке, после того как немцы столкнулись с нашими тяжелыми танками КВ. На самом деле разработки тяжелых танков в Германии начались еще в 1937 году, а появление KB и Т-34 лишь ускорило их создание. Однако обратимся к событиям, не столь отдаленным.

...7 мая 1971 года на западногерманской фирме «Рейншталь» чествовали пожилого человека, носившего чин советника. При этом некоторые из выступавших именовали его «ти-герфатером» (отцом «тигра»). Но позвольте, до сих пор считалось, что этот тяжелый танк был создан Фердинандом Порше. При чем же тут Эрвин Адерс — так звали виновника торжества? Попробуем поставить точки над «и».

С 1936 года и до конца второй мировой войны Адерс служил руководителем отдела новых разработок на фирме «Хеншель >и сын» в Кас-селе. В 1937 году он оставил проектирование паровозов, самолетов и кранового оборудования, чтобы возглавить конструирование тяжелого танка прорыва DW-I, а в следующем году — его улучшенного варианта DW-II, который и был .принят за основу для новой 30-тонной машины VK-3001 (Н). В начале 1940 года испытали ее шасси, а через несколько месяцев и всю машину, правда, без вооружения. Затем фирме поручили создать более тяжелый танк T-VII, массой до 6S т. Неожиданно управление вооружения вермахта изменило задание —

38

новая машина должна была иметь массу не более 36 т при бронировании до 100 мм. Оснастить ее предполагалось 75 — 55-мм пушкой с коническим каналом стюла, что позволяло получить высокую начальную скорость снаряда. Одновременно предусматривался и другой вариант вооружения — 88-мм зенитка, переделанная под танковую башню.

26 мая 1941 года Управление вооружения выдало «Хеншелю» еще одно задание, на сей раз на 45-тонный танк ViK-4501, продублировав заказ аналогичным поручение/^ конструкторскому бюро Ф. Порше, австрийца по национальности. Конкуренты должны были предъявить свои машины на испытание к середине 1942 года. Времени оставалось немного, и оба конструктора решили использовать все лучшее, что было в созданных ими ранее образцах.

Приемная комиссия отдала предпочтение машине Адерса, получившей официальное обозначение T-VI «тигр» модель Н (специальная машина 181). Второй, отвергнутый образец тяжелого танка именовался T-VI «<тигр» (Порше), что, по-видимому, и послужило причиной путаницы с авторством. «Тигр» Порше

имел такую же боевую массу, бронирование и вооружение, что и «тигр» Адерса, и отличался трансмиссией: она была электрическая, a не механическая, которую применила фирма «Хеншель». Два бензиновых двигателя воздушного охлаждения конструкции Порше работали на два генератора, а вырабатываемый ими ток подавался на тяговые электродвигатели, по одному на каждую гусеницу. Порше не учел, что воюющая Германия испытывает дефицит меди, необходимой для электротрансмиссии, да и сам двигатель еще не был освоен промышленностью. Поэтому пятерка «тигров» австрийского конструктора, построенных в июле 1942 года, использовалась лишь для обучения танкистов.

Пока шла разработка «тигров», командование вермахта задумало поставить на самоходное шасси новую 88-мм противотанковую пушку, отличавшуюся большой массой (более 4 т) и отсюда плохой маневренностью. Попытка установить ее на

«Тигр» T-VIH. Боевой вес — 53 т, эни-паж — 5 человек, одна 88-мм пушка, 2 пулемета. Бронирование: лов, корпус — 100 мм. Сорт — 80 мм, башня — 100 мм. Мощность двигателя — 700 л. е., снорость — 38 км/ч, запас хода — 120 км.