Техника - молодёжи 1991-10, страница 32

Техника - молодёжи 1991-10, страница 32

Эхо «ТМ»

ЕЩЕ РАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ВЕРМАХТЕ

Любой враг —пусть даже он враг трижды — достоин уважения, как, впрочем, и его труды, считали древние. Брань же в адрес недругов расценивали как слабость. Уж как не хотелось побежденным жителям острова Родос сохранять воздвигнутый врагами памятник своему позору — скульптурную группу, где их клеймит победительница — царица Геликарнаса Ар-темисия, а все-таки сохранили. Разрушить памятник почиталось святотатством, и его закрыли высокой стеной, поставив для верности караул у входа.

Не так сейчас. Рушатся памятники, а инженер из Киева Л.Гоголев в статье «Неизвестный вермахт» («ТМ» N 6 за этот год) в очередной раз, как это делали до него и два и три десятка лет назад, обрушивается на «битых мемуаристов». Вряд ли стоит напоминать, что битые благодаря своему поражению освободились от фашизма, встали на путь демократии и процветания. а у победителей восторжествовала командно-административная система и расцвел «реальный социализм», горькие плоды которого сегодня пожинаем. Но некоторые исследователи вместо серьезного исторического анализа до сих пор подвергают остракизму солдат вермахта за их пресловутые соломенные эрзац-калоши.

А может, все-таки стоиш поискать в разработках германских конструкторов рациональное, еще раз осмыслить техничесрешения, которые и мы могли бы использовать?

У нас почему-то принято всячески поносить «Тигр», отмечать его мни мую неуязвимость. Однако обычно умалчивают, что поубельной мощности на тонну веса (очень важный показатель любого танка) «Тигр» превосходил постоянно сравниваемый с ним ИС-2, обладал эффективными приборами наблюдения и связи, форсировал реки под водой, имел систему продувки ствола, снижавшую загазованность кабины. Столь тяжелая машина имела и относительно небольшой радиус поворота, а скорость бронебойного снаряда и дальномер позволяли поражать цели на расстоянии до 2000 метров.

Горды мы и нашими Т-34, KB, ИС Но вот что получается при подсчетах, еде. анных на основании сообщений С о j информбюро. Не секрет, что официальной пропаганде не с руки было занижать германские потери — скорее н борот! И тем не менее с 1941 по j945 год вермахт потерял соответственно 5190, 7024, 16 789, 22 595 и,

наконец (по данным на 6 мая 1945 года) —12 608 танков. Мы же, имея, по утверждению бывшего начальника Генштаба М.А.Моисеева, лучшие в мире танки, потеряли их за войну около 95 тысяч —больше 20 тысяч ежегодно. Только в 1944 году мы смогли уничтожить больше, чем потеряли сами!

Дополнительной броней и даже мешками с песком (есть армейские фотоснимки) бронировались не только немецкие танки, но и наши Т-34 и KB, причем для защиты от фаустпатронов советские танкисты наваривали на свои машины даже кроватные сетки. Заливали бетоном и американские танки «Шерман», да и было от чего — к маю 1945 года германская промышленность выпускала до 1 млн. фаустпатронов в месяц. Практически все воюющие стороны использовали полугусеничные БТР. Наши пехотные соединения обрели относительную подвижность лишь благодаря американским МЗ и английским «Уайтам» (невзирая даже на их многочисленные слабые стороны). А вермахт между тем обладал такой техникой уже в самом начале войны.

Германские инженеры действительно скопировали наш реактивный снаряд М-8. Но они же разработали более совершенные реактивньи снаряды, стабилизирующиеся в по ете вращением. Именно такой cr> )( jO стал основным на «Градах», а • крылатые ракеты» М-8 и М-13 отошли в ооласть преданий.

А вот о чем наши танкисты могли только мечтать, так это об ИК-при-6 \рах ночного видения, разрабатывавши хсг в Германии с 1936 года. До 1942 года эта техническая новинка не пользовалась большой популярностью и эпизодически устанавливалась только на некоторых противотанковых С А У. Г.Гудериан по достоинству оценил эту разработку и приказал форсировать исследования. Новая аппаратура, появившаяся уже в 1944 году, позволяла отчетливо различать цели на расстоянии 1000 м, а на 400 м стрелять на поражение, хотя с хода вести огонь было нельзя. ИК-приборы устанавливались на командирских башенках танков «Пантера», а для их сопровождения и подсветки целей использовались БТР «Фальке» с 60-см зенитным прожектором, оборудованным инфракрасным фильтром. К концу войны в Германии производилось до 1000 ИК-приборов в месяц, а оснащенные ими танковые подразделения СС, несмотря на значительное превосходство советских войск в танках, были успешно

использованы во время контрнаступления у озера Балатон в марте 1945-го, где в первый же день боев удалось продвинуться на 60 км.

Обостренное чувство нового было присуще и германским авиаконструкторам—многие их разработки опережали свое время, хотя как раз времени-то на их реализацию и не хватало. Так, Хейнкель, разработавший простой и дешевый «народный истребитель» с реактивным двигателем Хе-162, испытывал и его вариант с крылом обратной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Именно такие крылья все больше распространяются на боевых самолетах последнего поколения.

А сколько у германских конструкторов было разработок в области ракетной техники, даже не считая всем известные ФАУ-1 и ФАУ-2?Противотанковые и зенитные ракеты, управляемые по проводам и радиолучу, «летающие бомбы» разных типов и назначения... К счастью, весь этот арсенал так и не довели до ума, так же как и не наладили серийный выпуск «Пантеры-2» с 88-мм орудием и длиной ствола в 71 калибр.

Немало оригинальных решений было применено и в стрелковом оружии. Союзники отмечали высокую огневую мощь германской пехоты, вооруженную едиными пулеметами МГ-34 и МГ-42 большой скорострельности с ленточным питанием, на которое наши пулеметы были поставлены в основном только после войны.

Автор статьи «Неизвестный вермахт» критически рассматривает разные импровизации германских конструкторов во время зимней кампании на заснеженных русских просторах. Но ведь и нашим бойцам боевых аэросаней очень не хватало, да и те, что были, имели слабое вооружение и бронирование, оставаясь, по сути, переделками моделей мирного времени. Десант очень часто перевозился на самодельных волокушах — эффективных транспортных средств попросту не существовало.

А нехватка у Красной Армии противотанковых гранат, когда шли в ход бутылки с «молотовским коктейлем»? Кто считал тех, кто пострадал от столь опасного и несовершенного оружия при транспортировке и обращении с ним? То же касается и наших не столь широко известных, но все же применявшихся в войну ампулометов — еще неизвестно, для кого они представляли наибольшую опасность. Не от хорошей жизни танкисты прозвали СУ-76 «сукой» — водитель располагался между мотором и бензобаками и при первом же попадании сгорал заживо

Увы, видимо, радость побеоы по сей день заставляет закрывать глаза на исторические реалии, мешает объективно и непредвзято изучать оружие противника.

Пенза В.ШПАКОВСКИЙ,

кандидат исторических наук

30