Техника - молодёжи 1985-05, страница 28

Техника - молодёжи 1985-05, страница 28

ползли на малой скорости только семь катеров, — писал Проценко, — да и то настолько потрепанных, что огонь по самолету они могли вести всего тремя малокалиберными пушками...»

...Перед штурмом Берлина советское Верховное Главнокомандование сосредоточило мощную группировку артиллерии. Войска 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов имели более 44,6 тыс. орудий и минометов, 1785 «Рам М-30» и. 1620 боевых машин залпового огня полевой реактивной артиллерии.

В период Великой Отечественной войны реактивные снаряды состояли на вооружении не только Красной Армии, но и авиации, флота. С июля 1941 года по декабрь 1944 года советская промышленность выпустила для действующей армии и флота свыше 10 тыс. пусковых установок залпового огня и для них 12,5 млн. реактивных снарядов всех калибров и типов. Созданная в предвоенные го

ды, полевая реактивная артиллерия зарекомендовала себя эффективным средством, предназначенным для поражения живой силы, техники и фортификационных сооружений врага.

* * *

После второй мировой войны империалистические страны, и в первую очередь США, развернули невиданную в истории гонку вооружений, не скрывая, что новая боевая техника будет направлена против СССР и социалистических стран. В основу перевооружения своих армий командование НАТО и других агрессивных блоков положило оснащение войск ракетами всех видов, в том числе снабженных ядерными боеголовками. В таких условиях Коммунистическая партия и Советское правительство предприняли необходимые меры по повышению обороноспособности страны.

На вооружение Советской Армии поступили новые боевые машины залпового огня. По сравнению с пусковыми установками 1941— 1945 годов они были более скорострельными, дальнобойными, при этом, несмотря на увеличение числа направляющих, их вес заметно уменьшился.

Именно в послевоенные годы советскими конструкторами были созданы боевые машины БМ-14, БМ-24, БМД-20 и ряд других. Первая из них предназначалась для залповой стрельбы шестнадцатью 140-мм турбореактивными снарядами на дистанцию 10 км. Более мощная БМ-24 вела огонь примерно на такое же расстояние 240-мм фугасными турбореактивными минами массой по 112 кг.

...На полях учений советские артиллеристы-ракетчики продолжают традиции, начало которым положено в сражениях Великой Отечественной.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ, КРУПНОКАЛИБЕРНАЯ

ЕВГЕНИЙ БЕЛАЩЕНКО, полковник-инженер в отставке

В августе 1941 года, когда подразделения вермахта приблизились к городу Ленина, начальник артиллерийского полигона генерал-майор И. Оглоблин, бывший одновременно представителем Главного артиллерийского управления в Ленинграде, предложил инженер-полковнику

С. Серебрякову заняться необычным делом — эскизным проектированием тяжелых реактивных, фугасных и зажигательных мин.

По поручению Серебрякова инженер-капитан М. Алешков определил, каким должен быть калибр реактивных снарядов (280-мм фугасный и 320-мм зажигательный), продумал их устройство, способы запуска и возможное боевое применение.

В частности, 280-мм фугасная турбореактивная мина М-28 должна была состоять из головной и реактивной частей. В первую, изготовленную из листовой стали толщиной 2,5— 4 мм, заливался тротил, а в ее нарезное дно ввинчивалась реактивная часть, выполненная в виде тонкостенного цилиндра. В нем и размещалась турбина с 27 соплами. Кроме того, в цилиндрической части находилась пороховая шашка-моно-блок с семью отверстиями. Разработал ее подполковник И. Чирков вместе с сотрудниками Охтинского химкомбината, перешедшего на выпуск военной продукции. -

Создатели нового оружия работали в городе, окруженном неприяте-<

26

лем. Поэтому из-за нехватки некоторых материалов им нередко приходилось идти на выдумки, импровизировать. И для стрельбы снарядами М-28 они создали простой деревянный (на две мины) и металлический (на четыре мины) станки, которым придавался угол возвышения до 42°, что определяло дальность стрельбы.

Проект М-28 и пусковых установок одобрил ленинградский обком ВКП(б) и тут же выделил для их массового изготовления более десяти предприятий Ленинграда. Отметим,

что ход работ над новым, мощным оружием постоянно контролировали секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов, новый командующий Ленинградским фронтом генерал Л. Говоров и командующий артиллерией того же фронта генерал Г. Одинцов.

Первые образцы М-28 были готовы в начале 1942 года, когда нацисты возвели вокруг города линию долговременных огневых точек и оборонительных сооружений. Генерал И. Оглобин и предложил провести испытания опытной партии мин 30 апреля 1942 года залпом... по штабу вражеского батальона, расположенного в полутора километрах от нашего переднего края. А. Жданов, Л. Говоров, И. Оглобин и Г. Одинцов, наблюдавшие за необычным экспериментом, были вполне удовлетворены виденным и приняли решение ускорить производство М-28 и пусковых установок к ним.

...Наша разведка установила, что нацисты вознамерились вновь штурмовать Ленинград со стороны Уриц-ка и Старого Панова на рассвете 22 июня 1942 года. Командование фронта задумало упредить противника, и 20 июня на позиции вермахта обрушились 392 мины М-28, причинив гитлеровцам колоссальные потери. Ни о каком «штурме» не могло быть и речи...

За образцовое выполнение задания воины-ракетчики и члены конструкторской группы были удостоены высоких правительственных наград. А инженер-полковник С. Серебряков и инженер-капитан М. Алешков в 1943 году стали лауреатами Государственной премии первой степени, присужденной им за разработку новых образцов оружия...

ВЗРЫВЧАТКА

ЧАСТЬ

ВЗРЫВАТЕЛЬ

ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОЗАПАЛОМ

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ГАЙКА

ПОРОХОВАЯ ШАШКА

•РЕАКТИВНАЯ ЧАСТЬ

СОПЛО