Техника - молодёжи 1984-06, страница 20

Техника - молодёжи 1984-06, страница 20

Долгожители довольно часто встречаются и в северных районах нашей страны. Несмотря на свои 94 года, охотница А. П. Хабарова с Камчатни активно занимается заготовкой пушнины, преодолевая в день десятки километров.

природными условиями, сохраняющие различия в традиционных типах хозяйства и материальной культуре и почти не поддерживающие прямых связей друг с другом. По сравнению с Абхазией отдельные районы Азербайджана сильно отличаются друг от друга по уровню долгожительства: в одних он ниже среднего по СССР, в других — несколько превышает показатели даже по абхазским селам. Таасим образом, можно сделать вывод : явление долгожительства носит не столько этнический, сколько ло-кально-популяционный характер.

Немало еще мифического и, во всяком случае, недостаточно проверенного в сведениях, которые распространены сегодня о долголетних. Это относится, в частности, к утверждению, будто бы большинство кавказских долгожителей живут довольно высоко в горах. Однако анализ, например, абхазского региона показал: почти все абхазские селения расположены в холмистых предгорьях на высоте 200—600 м, выше начинается слабо заселенная зона лесов. Лишь в прошлом абхазские долгожители участвовали в отгоне скота на высокогорные луга и некоторое время жили там. Подавляющее большинство обследованных нами азербайджанских долгожителей проживает также в предгорной поло

се на высоте, не превышающей 1 ООО м. Есть, правда, и исключения, к числу которых относится старейший из известных нам пока жителей этой республики — 125-летний Ядгар Гынджалов из Киль-баджарского района, проживший всю жизнь в селе, расположенном на высоте 1500 м над уровнем моря.

Многие авторы, особенно научно-популярных публикаций, касаясь причин долгожительства, выдвигают на первый план особенности питания, которые нередко излагаются в Виде простых рецептов. Стоит, мол, кушать поменьше мяса и побольше сыра, как продолжительность жизни резко увеличится. Встречаются иногда и авторы, которые доказывают противоположное — пишут о пользе «сырого или полусырого мяса с кровью».

Изучению питания уделялось существенное внимание и в нашем исследовании, но о его первостепенном значении пока говорить не приходится. Установлено, что у абхазов основу традиционной пищи составляет густая кукурузная каша («абыста») с различными овощными и молочными добавками. В целом такая пища близка к рекомендуемому геронтологами питанию пожилых людей, но не является оптимальной для людей молодого возраста, так как в ней мало животных белков. Основа повседневной пищи азербайджанцев — хлеб с добавлением растительных и молочных компонентов, но они употребляют значительно больше мяса (в том числе не рекомендуемой геронтологами жирной баранины) и в отличие от абхазов не употребляют вина. Учитывая, что отдельные долгожительские группы имеются и в других регионах: на Алтае, например, или даже в Якутии, нетрудно заключить: питание таких групп очень сильно различается. Это свидетельствует о довольно широких возможностях организма достаточно успешно адаптироваться к различной пище, хотя для такой адаптации требуется, конечно, длительное время. Весьма важно и то, чтобы питание, да и весь образ жизни таких групп людей оставался более или менее постоянным. Кстати, почти все опрошенные нами долгожители Абхазии и Азербайджана отличались консервативностью своих привычек : в течение жизни не выезжали в другие области, занимались примерно одной и той же физической работой.

В процессе наших исследований нам удалось установить и факторы, которые являются, по существу, универсальными для всех долго-

жительских групп и уже тем самым представляют особый интерес. Это прежде всего психические факторы, до сих пор почти не подвергавшиеся рассмотрению в литературе по проблемам геронтологии. При их изучении мы сформулировали несколько гипотез долгожительства. К ним относится, в частности, личностно-психологическая гипотеза, связывающая этот феномен с особенностями психического типа личности долгожителей. Как было установлено, большинство из них по темпераменту — сангвиники, то есть люди активные, легко возбудимые, с быстрой сменой эмоций, а по типу личности — акстра-вертивны (интересы таких людей сосредоточены на том, что происходит вокруг них, а не внутри) и контактны.

Более универсальное значение имеют социально-психологические гипотезы, связывающее феномен группового долгожительства с высоким статусом старых людей и благоприятной психологической атмосферой вокруг них. Это, с одной стороны, .уменьшает число стрессов, а с другой — облегчает процесс их снятия, причем навыки антистрессового поведения вырабатываются с раннего детства. Мы еще раз убедились в том, что в долгожительских популяциях существует престижность принадлежности к старшим по возрасту, старики обладают номинальной или реальной властью и вообще очень значимы и в семье, и в обществе. Это, безусловно, создает условия «геронтофильного» психологического комфорта, способствующего продлению жизни в долгожительских этнических группах. У старых людей здесь сохранены разнообразные личные контакты, высокая плотность социальных связей. В этом их жизнь резко отличается от жизни городского населения. В городах, к сожалению, старые люди, выйдя на пенсию, нередко оказываются как бы в социальной изоляции, страдают от одиночества, от ненужности и бесполезности дальнейшего своего существования. Часто именно такие психические факторы сильно укорачивают их жизнь...

Исследования наши еще далеки от завершения. В настоящее время мы приступаем к изучению отдельных групп азербайджанцев, после чего предполагается перенести их на Северный Кавказ и в другие области нашей страны. Результаты такой работы, как мы надеемся, могут иметь не только большое теоретическое, но и практическое значение, способствовать повышению активного долголетия советских людей.

18