Техника - молодёжи 1984-09, страница 20ФИЗВОКАЛИЗ-ГОЛОС И ЗДОРОВЬЕ/] АНАТОЛИИ ПОПОВ, инструктор физической культуры 12 апреля 1938 года ушел из жизни великий русский артист Федор Иванович Шаляпин, о котором А. М. Горький сказал: «В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин». Феномен Шаляпина и его голоса до сих пор вызывает огромный интерес, в том числе и научный. Существуют вопросы, на которые пытаются ответить биофизики, биохимики, физиологи и психологи. Сегодня исследователи говорят: в основе феномена Шаляпина — биоакустический резонанс нервно-мышечного аппарата, « зву кообразую-ший комплекс артиста функционировал правильно». Но что такое «биоакустический резонанс»? И что значит правильное функционирование « звукообразу ющего комплекса»? ПСИХИКА И ФИЗИКА Вот что пишет доктор медицинских наук Ю. Василенко. «Голос бывает звонким и радостным, когда нам весело, сдавленным и глухим, когда у нас неприятности или беды. Нежный и гневный, ласковый и насмешливый, вкрадчивый и грозный — какие только оттенки чувств и настроений не способен выразить и передать наш голос! И все эти разнообразные по высоте, силе и окраске звуки рождаются в гортани, которая одновременно является и органом голосо-образования. Источником звуков служат колеблющиеся голосовые складки. Словно струны, натянуты они в гортани, спереди прикрепляясь к щитовидному хрящу (его также называют адамовым яблоком или кадыком), а сзади — к голосовым отросткам двух черпаловидных хрящей. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника. При разговоре, пении голосовые складки смыкаются, и воздух, поступивший в легкие во время вдоха, в момент выдоха давит на складки, заставляя их колебаться, — так рождается звук. Складки могут совершать от 80 до 10 тыс. и даже больше колебаний в секунду. Они обладают способностью приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов из центральной нервной системы голосовые складки изменяют свою толщину, длину, степень напряжения. Сокращение их различных участков тоже обусловливает возникновение звуков разной высоты, подобно тому, как нажатие пальцем на гитарную струну в разных местах дает различное ее звучание. На высоте голоса сказывается и длина голосовых складок. У женщин она составляет в среднем 18— 20 мм, а у мужчин — 20—22. Вот почему женские голоса всегда выше мужских. ...Сила же голоса определяется величиной амплитуды колебаний, напряжением голосовых складок и мощностью выдоха, который, в свою очередь, зависит от жизненной ёмкости легких и силы дыхательной мускулатуры. На тембр голоса, или, как говорят, его окраску, большое влияние оказывают верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух, а также нижние резонаторы — трахея, бронхи, легкие. У каждого из нас эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса наши так индивидуальны, так несхожи между собой». Однако наш голос меняется не только по нашему желанию. Еще в 1899 году французский ученый А. Кастекс отмечал, что когда булочник месит руками тесто, то голос у него становится хриплый: устали руки — устала и гортань. Ф. И. Шаляпин однажды едва не сорвал спектакль: отказал голос, его душили слезы, и сильно билось сердце. И все потому, что враги должны были сейчас убить его — Сусанина. Но Шаляпин... «опомнился и сказал себе: полно, брат. Пусть у героя будет своя судьба, а у тебя —- своя. Твое дело — хорошо петь». И действительно: дыхание открылось, пульс стал нормальным, спазм гортани исчез. Влияние эмоционального состояния на звучность голоса давно подмечено и в обыденной жизни: положительные эмоции, как правило, повышают звонкость голоса (мы говорим подчас: «голос его звенел металлом»), а отрицательные уменьшают («он стал говорить глухим и сдавленным голосом»). Голос человека даже в обыденном разговоре редко бывает бес Орган голосообразования — гортань. Когда мы говорим или поем, голосовые связки (складки) смыкаются (1). При шепоте они сомкнуты не полностью (2), а если молчим — расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника (3). страстным. Он всегда в той или иной степени эмоционален. Число оттенков эмоций, которые может испытывать человек, и, следовательно, выражать их своим голосом, бесконечно велико. Но можно выделить несколько основных. Радость, горе, гнев, страх... Исследования показали, что для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков. Горе — большая протяженность слогов с плавно нарастающей и спадающей силой звука. Страх — наименьшая длительность слога, большие паузы, глухой тембр. По набору этих признаков наш слух опознает не только смысловую, но и эмоциональную суть фразы. Оказалось также, что и говорящий и поющий человек пользуются, в сущности, одними и теми же средствами выражения эмоций. Более того, у четовека «в гневе» вся мышечная система —- в том числе голосовые связки и дыхательный аппарат — сильно напряжена. Короче говоря, психическое состояние влияет на голос. Казалось бы, вывод весьма простой, обыденный, очевидный. Но если вдуматься, то зее окажется не таким уж 18
|