Техника - молодёжи 1984-09, страница 21

Техника - молодёжи 1984-09, страница 21

п юстым. И преждо всего: почему психика влияет на голосов] [е связки? И только ли психика?

НАШ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Все дело в гортани. На ее работу "шияет почти весь организм. Человек вытягивает носок чоги — возникает спазм в гортани. Поднимает тяжесть — то же самое.

Основная функция этого органа — . ыхание и зашита лех-ких. Вторая — амыкание: после вдоха нужно перекрыть < воздуховод*, чтобы зафиксировав рудную клетку. Звукообразование же как будто бы только третья функция. Но не так-то проста гортанз, в ней, в голосовых "вязках, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние организми. Известно, что любой стресс, любая мгновенная реакция организма на внешний раздражит»т „ прежде всего влияет на мышечный аппарат. Мы еще не осознали, что произошло, а рука у.ке отдернулась от укола, от пламени свечи Гортань — такой же чуткий улавливатель i игналов из внешнего мира. Ее мышцы работают быстро и «бессознательной Внезапный стресс, например, моментально вызывает их спазм. То есть наш голос, его тембр — вне зависимости от того, что именни мы roi зрим, — несет в иебе по характеру зьучании мак информации о нашем внутреннем психическом и физическом состоянии, При знакомстве у людей часто возникает «первое впечатление»: человек нравится или не нравится без всякого реальлого >снования для суждения. Психологи :читают, что действуют здесь высота и резонанс голоса, ритм телсдвиженш , манера смотреть и улыбаться.

Согласно экспериментальным данным голосовые связки очень чувствительны к большинству гормо

нов. Обнаружено сильное влияние гормонов щитовидной железы коркового слоя надпочечник^ , половых желез и некоторых мозговых. Повышенна" их секреция была обнаружена у многих певцов с очен^ сильными голосами. Японские ученые установил» грямую связь меж ду голосовыми характеристиками, электрокардиограммой и состоянием здоровья человека.

Спазм гортани возникнет и при больших физических нагрузках. Более того, ненормально состояние внутренш ■ органов, мын ц тоже «отоажается> на гортани.

А как она сема — влияет ли на организм? Или поставим более парадоксальный вопрос^ влияет лито, как мы говорим, на состояние наших внутренних эргано ?

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Помните, мы говорили, что в основе феномена Ф. И. Шаллг н а лежит явление «биоакустическс го резонанса нервно-мыше нюг" аппарата». Это значит, что, когда голосовые связки и.|дают звук, то внут ренние органы, мышцы костяк, полости н1соглотки, черепа, грудная клетзеа, диафрагма, живот — резонируют, каждый по-разнг му. Впоя не понятно, что больной оргаг: резонирует не так, каь здоровый. Следовательно, «качество» голоса зависит не только от прчродш [х дгнных, но и от общего состояния органиьмг. А вот что подметила одна известная советская арфистка: когда у нее болело горло, то трудно бы ю играть — руки оыстро уставали.

А специалист обнар; жили более поразительные факты. Спазм гортани резки снижает результативность спортсменов, влияет на работоспособность людей самых раз -ных профессий

Отоларинголог Юджин Батц, об-_ довав группу молодых певцив-

профессионало! «поп-лузыки», обнаружил у ни> тр1.вматическии ла ринги l и уплотненные узелки на голосовых связка:. — последствия неумеренного форсирования голоса, диких взвизгиваний и нарочитого хрипения. Кроме того, выявились и расстройства желудка, печени...

Но как же связана гортань с другими органами? Ее «район» весьма богат кровено :ными и лимфатическими сосудами, а больше jcero их в верхней части гортани. Отсюда и из средне! и ее «этажа» лимфа >бш ается в шейные лимфатические узлы, расположенные по ходу внутренней ярем юй вены.

Когда мы говорим или поем, то при этом включаем в работу довольно большей комплекс мыыц. Так вот если мышць работают непраьл иьно, как при спазме, это сразу же приводи г к нарушению лимфо- и кровотока хуже на пинают снаожаться i повью и иные органы. Вот, например, человеку приходится много говорить Но мы щечным аппаратом гортани он «руководить» не умеет. Ь результате — нечто похожее на спазм, лимфо- и крове ток искажаются, что снижает сопротивляемость организма к ин-ф-'Кции. Воспаляют мивдалины! Все очень просто!

Теперь ясно, что на работу гортани надо обратить особое внимание. Да, но как уменьшись или вообще ликвидировать ее спазматические явления?

Правильным и гм :лым владением голоса!

Великий русский флзиолог И. М. Сеченов писал: «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, как ему поставить все мышць. управляющие голосом, чтобы произвести определенный л заранее назначенный музыкальный тон».

Но суть яе только в «произведении впечатления», в стремлении «украсить > г( лос. Чем отлтженнее функ щональная система звукооб-разуклцего комплекс"., тем \;еныне «внутренних -i,"жимов» и ненужных напряжений мышц. Правильное зву-коведение влияет не только на качество голоса, но и на весь организм, ни степень биоакусти^окого резонанса в различных его -.участках». Известно, что сами произносимые звуки — в зависимости от

Основные |Л-иции при занятиях физво№ изом. При этом анги! изиру-ются широчайш! мышцы спины (1), нижняя ччеть широч. ших mb l ■ спины (2), двуб^ —нъ.е мышцы педъ-- зычной u<.ir (4), начало ТУДИНГ

СОСНОыХ МЫШЦ (5), глубокие 1ШЦЫ спины, кссы.> мь -Ц живота (6), мышь ы бедро (3). В результат) нормали уют" хышцы I р ни и, в силу обратной . вя:_ ькугоенние органы ч< повек?

ПРОБЛЕМЫ Л ПОИСКИ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Мышечный слой в районе живота человека
  2. В.м.мыш

Близкие к этой страницы