Техника - молодёжи 1984-10, страница 62

Техника - молодёжи 1984-10, страница 62

Досье, эрудита

ИЗ-ЗА КОГО МИР ЗАПОЛНЕН БУМАГОИ7

Когда рассматриваешь старинные книги, кажется, будто бумага появилась едва ли не одновременно с человечеством, что изобретение этого необходимейшего материала закономерно, лишено каких-либо случайностей. В действительности же это не так, и в истории бумаги встречалось немало случайного, а подчас и курьезного.

Сейчас невозможно сказать, кто и когда изобрел папирус — писчий материал из тростника, росшего в Египте, Палестине, Индии, Вавилонии, Сицилии. Приготовляли папирус следующим образом: трехгранные стебли растения после снятия коры разрезались на тонние ленты и укладывались параллельно на влажной досие так, чтобы их края соприкасались. Потом накладывали другой такой же слой под прямым углом к первому. Лист, состоявший из двух слоев, спрессовывался и отбивался молотком до нужной толщины; заодно из лент выдавливалась нлейная масса, прочно .соединившая слои. Длина папирусного свитка достигала 14—15 м!

На смену папирусу во II веке до н. э. пришел пергамент. Появился он вследствие введенного египетским

царем Птолемеем «эмбарго» — он запретил вывоз из своей страны папируса, дабы помешать царю Пергама Эвмену II создать конкурирующую библиотеку. В поисках нового писчего материала пергамские умельцы воспользовались опытом ионийцев, которые Издавна писали на бараньих и козьих шнурах, соскоблив с них шерсть. В Пергаме этот метод усовершенствовали, и на свет появился пергамент...

В средние века различали пергамент итальянсний и немецкий: у первого оборотная сторона листа была рыжая или желтая, а писчая поверхность — очень белал и гладкая от втирания мела, извести. Немецкий же пергамент был со всех сторон одинаков.

Для пергамента употреблялись только кожи баранов,

телят и коз, но ослиные шкуры — никогда! Из них делали только барабаны...

Изобретение тряпичной бумаги, которая со временем сменила и пергамент, тоже ооязано случаю. Два турке-стансних хана что-то не поделили между собой, и один из них обратился за помощью к китайсному императору. Этот необдуманный поступок побудил аббасидсно-го эмиссара Абу-Муслима выслать армию в Самарканд против сразу обоих ханов. Помощь Китая не помогла, они были разбиты, и среди множества пленников, приведенных в Самарнанд, оказались и китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шелковицы, льна. Так как этого сырья в Самарканде в достаточном количестве нв было, появилась мысль извлечь волокна из бывших в употреблении тканей, попросту говоря, из тряпья. Такая фабринация бумаги надолго стала монополией Самарканда, а потом начала быстро распространяться на Западе.

Производство бумаги развивалось настолько стремительно, что в Европе вскоре стал ощущаться чувствительный недостаток в тряпье и были даже созданы тан называемые тряпичные округа, в пределах которых каждая фабрика имела право собирать необходимое ей сырье.

Узелок

на память

Неподалеку от Москвы есть интересное место, где судоходный канал проходит над Волоколамским шоссе. Глядя, как над тобой проплывают крупные суда, поневоле задумываешься, увеличивается ли при этом давление воды на «корыто» канала. И вот к каким интересным выводам приводят размышления на эту тему.

В момент спуска теплохода уровень воды, конечно, поднялся, но на незначители ную величину, поскольку поверхность канала весьма велика. Нагрузка на «корыто» соответственно увеличилась, но далее она ке изменяется, где бы ни находился теплоход (предполагается, что он не гонит перед собой волну).

Возникает следующий вопрос. Если на платформу уравновешенных весов надавить пальцем, то они покажут большую нагрузку.

Выход из создавшегося положения нашел сын тнача Ч>. Келлер. Вычитав в газетах о резком повышении цен на тряпье, он вспомнил, что осиное гнездо очень похоже на сделанное из бумаги. А по личным наблюдениям он знал, что насено-мые делают его из деревлн ных кусочков. О том, как изготавливается бумага, у Келлера были более чем смутные представления, и он решил, что дерево надо нак следует сварить. Изрубив полено на щепки, он залил их водой и поставил на огонь. Дере >о, видно, никан не хотело «вариться», ъ.ын ткача увеличил огонь, вода забурлила, и часть жидкости брызнула на скатерть. Когда тнань впитала воду, на скатерти осталась густ плотная лепешна. И тог Келлер понял, что он : правильном пути...

В 1845 году он на дефибрере — бумажной мельнице — размолол дерево в стружки, из коюрых в смеси с тряпичным сырьем была выделана бумага для газет, тех самых газет, которые натолннули его на по-нсни.

Примерно в это же время из дерева, но уже химическим путем, стали получат! целлюлозу, из которой делается бумага и по сей день...

А. КОСТИН, журналист

Ну а если здесь будет стоять сосуд с водой, на которую тоже «надавить» пальцем (попросту онунув его), то увеличится ли нагрузка иа весы? Конечно, увеличится и опять-таки за счет того, что опущенный в воду палец вытеснит часть воды и ее уровень в сосуде увеличится.

Можно поставить еще вопрос. Как определить вес ианой-либо части тела, например, того же пальца?

Есть старый способ — узнать объем вытесненной пальцем воды и по нему вычислить вес, допусиая, что удельный вес тела практически равен удельному весу воды. Тогда количество вытесненной воды, выраженное в см3, и будет равно весу пальца в г. Но этот способ сложен — нужен сосуд с равномерной площадью сечения по высоте, определить повышение уровня воды в нем тоже нелегно.

А вот с помощью вэсов это сделать очень даже просто: надо уравновесить весы, замерить новый вес при опущенном в воду пальце. Разность поназаний весов и унажет вес пальца (при допущении равенства удельных весов тела и воды).

Петродворец

В. КОЛОСОВ

Семь раз отмерь...

Ошибки Эдисона

Т. Эдисон (1847 — 1931) — американский изобрета

тель — хвастался тем, что все свои изобретения сделал без всякой теоретической подготовки. Повредило ли такое отношение к научным теориям его деятельности? Безусловно. Он упустил возможность создать радиолампы и генераторы переменного тока. Есть и еще одно изобретение, иоторое Эдисон не захотел патентовать, признав его бесперспективным и даже смешным. Единственное сообщение о его приборе «фонометр» появилось в ноябрьском номере парижского журнала «Ля Натюр» за 1878 год.

Итак, «фонометр» — двигатель, работающий от акустических иолебаний (конечно, на эту мысль Эдисона натолннула работа с фонографом). Принцип действия довольно прост. Звуковые волны через конусный рупор попадают на гибную металлическую мембрану, которая, естественно, начинает нолебаться. Через хитроумную систему пружин эти механические колебания передаются на рычаги, которые, в свою очередь, толкают зубчатое колесо, связанное с валом массивного ма-ховина. Вот и все.

«Такой прибор — не пустая забава, — со знанием дела утверждают специалисты. — Сейчас, когда необходимо экономить энергию, звуковой двигатель найдет реальное применение. Надо лишь использовать современные материалы, новейшие достижения механики и электроники». Действительно, нетрудно подсоединить к «фонометру» элек

тромотор на полупроводниковых усилительных схемах и получать из звуна энергию. Небольшую, правда, но достаточную для некоторых бытовых и других нужд.

Есть ли конкретные примеры? Сколько угодно. Около ревущего стационарного дизеля, в шумных цехах с помощью «фонометра» можно снабжать энергией измерительные и сигнальные приборы, а в быту — подзаряжать анкумуляторы транзисторных приемников.

Г. ЛОПАТИН

Ногинск

Рис. Владимира Плужникова