Техника - молодёжи 1984-11, страница 42Древняя графика Раучу-вагытгына РИТА КИРЬЯК, начальник отряда Северо-Восточиоазиатской комплексной археологической экспедиции г. Магадан Работу археолога многие воспринимают так: едут люди в экзотические страны, берут в руки лопаты и начинают копать. II что-то раскапывают — Трою, Критский Лабиринт или, допустим, Атлантиду... Сенсация! В действительности, однако, все происходит несколько иначе. Начнем с того, что мало найти, скажем, стоянку древних людей. Нужно определить, к какому племени или к какой народности они принадлежали, когда (хотя бы примерно) жили здесь. Только после такой «привязки» находка становится фактом археологической и исторической науки, только в этом случае ее можно использовать для каких-то обоснованных выводов Археологам грядущих эпох можно лишь позавидовать. Раскапывая «культурные слои» XX века, они то и дело будут натыкаться на лаконичные надписи типа «Здесь был...» с обязательной точной датой. К ней-то, очевидно, относится и близлежащее скопление ржавых консервных банок... И, соответственно, нетрудно будет определить, откуда пришли в данную местность опустошители этих банок и куда они потом двинулись. 1. Плитна со сложной композицией в овале (грибовидные изображения). 2. Стилизованное изображение белого чедведя (обратная сторона плитки 1). 3 Изображение жилища (по фотогра фии сделана прорисовна). Наши предки, к сожалению, обычно не проявляли столь трогательной заботы о будущих исследователях. Прочесть оставленные ими «послания сквозь время» гораздо труднее. О том. как это делается, и пойдет речь. СТОЯНКА ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ Один из наиболее интересных в археологическом отношении районов нашей страны — это северо-восток Азии. Именно через эту территорию заселялся когда-то Американский континент. Здешние археологические памятники — стоянки, могильники, наскальные росписи — помогают восстановить историю далеких предков современных народов: эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, юкагиров Здесь работает Северо-Восточноази-атекая комплексная археологическая экспедиция, возглавляет которую член-корреспондент АН СССР Н. Н. Диков. Наш отряд занимается исследованием неолитических и более поздних культур Западной Чукотки. За Полярным кругом, в истоках реки Раучуа, в узкой долине, зажатой высокими горами, лежит небольшое озерко Раучувагытгын, вдоль южного берега которого тянется терраса из обломочных и наносных пород. Отсюда на запад и на восток простираются моренные гряды; про резая их глубоким каньоном, река продолжает свой путь к Северному Ледовитому океану. Невысокие взгорья богаты ягелем, основным кормом оленей; озеро изобилует ры бой, поднимающейся сюда на нерёст, а в горах обитают многочисленные дикие бараны, проложившие тропы на водопой. Эти благодатные места не могли не привлечь внимания древних охот ников на северного оленя. II действительно, на террасе и моренных холмах нам удалось обнаружить следы их стоянок, относящихся к разным периодам На одной из них, на южной террасе, найдены наземное жилище с очажной кладкой, каменные и костяные наконечники стрел, скребки, резцы, ножи, обломки керамики. А неподалеку — фрагменты небольших сланцевых плиток с графикой древних мастеров; на них просматриваются двойные зигзаги и дуги, хаотично нанесенные кривые и прямые, связующие отдельные детали рисунков; попадаются антропоморфные (человекоподобные) фигурки, схематичные очертания животных и жилищ. Все эти граффити (так называют специалисты рисунки или надписи, нацарапанные на камне) объединяет ряд общих признаков. Изображения выполнены в линейно-геометрической манере. Животные даны в профиль одним контуром; туловища их трактуются упрощенно, имеют стилизованные очертания; отсутствуют такие приметные детали, как уши, рога, глаза... Неоднократно повторяющимся мотивом раучуванской графики является двойной зигзаг, иногда с парными отростками у вершины. Техника исполнения всех рисунков одинакова: они прорезаны или процарапаны. Иногда мастер лишь слегка касался поверхности плитки, в некоторых случаях сильнее нажимал на резец, в других — проводил им несколько рая по одному и тому же месту. ЧЕТЫРЕ ТИПА ИЗОБРАЖЕНИЙ Изображения или надписи, приходящие к нам из глубины эпох, несут с собой бесценную информацию о своих создателях. Но чтобы ее правильно воспринять, необходимо уметь читать эти послания По смысловой нагрузке раучуван-ские граффити можно подразделить на несколько категорий. Прежде всего это обрядовый рисунок, связанный с определенными «магическими» действиями. Например, изображение белого медведя, попавшего в ловушку (2): вероятно, художник считал, что оно .способствует успеху охоты. К этому же типу относится, видимо, и рисунок жилища с про- ■У п п в» а • о с ио 1_ О . н< о е<*
|