Техника - молодёжи 1984-11, страница 47

Техника - молодёжи 1984-11, страница 47

ГГ "r

ВЛАДИМИР И ЛЮБОВЬ ИАЛИЕНКО, студенты-историки, г. Киев

В статье «Нашествие с неба», опубликованной под рубрикой «Антология таинственных случаев» в «ТМ» № 6 за 1983 год, А. Белецкий и В. .Вилинбахов, обращая внимание читателей на волну сообщений о «неизвестных аэропланах», прокатившуюся по прессе ряда европейских стран |в том числе и России) в 1912—1913 годах, выразили мнение, что данное явление не имеет к авиации никакого отношения, а должно исследоваться «в общем комплексе вопросов, связанных с аномальными явлениями в атмосфере, гидросфере и космосе». «Сообщения подобного рода... — писали они, — встречаются на протяжении всей известной человеческой истории... Все эти сообщения определенно отражают объективную реальность, за которой кроется «нечто» пока нам неизвестное. Кроется то, что науке еще предстоит узнать». Иной точки зрения придерживались Г. Смирнов и К. Арсеньев, которые в комментариях к статье «Нашествие с неба» пытались дать более простое толкование наблюдавшимся объектам.

Опубликованные журналом материалы вызвали поток читательских откликов. В основном они носят эмоциональный характер: точка зрения А. Белецкого и В. Ь и -линбахова авторам писем в редакцию по душе, а противоположная, наоборот, не нравится. А вот киевские студенты Палиенко попытались найти документы, проливающие свет на загадку. Что получилось из их изысканий, судить читателю.

ЖАНДАРМЕРИЯ ПРОТИВ

Статья А. Белецкого и В. Вилин-бахова «Нашествие с неба» — эта на наш взгляд, еще одна попытка отнести «необычное» на счет вездесущих инопланетян. Авторы рассматривали отдельные факты из истории воздухоплавания в отрыве от конкретных условий начала XX века: экономических и социально-политических. Любопытно, что почти все документы, связанные с отечественной историей воздухоплавания и авиации, осели в фондах жандармских управлений. Это естественно: в период разгула реакции, когда из жизни общества изгонялось все передовое и прогрессивное, когда в паспорте каждого стояла графа «вероисповедание», а о деловых и . моральных качествах человека судили по тому, насколько часто он посещает церковь, «цепные псы самодержавия» скрупулезно отмечали каждый шаг российских воздухоплавателей — вплоть до полетов отдельных авиаторов и получения из-за границы единичных ящиков с запчастями для аэропланов.

Интересны следующие вопросы, связанные с «нашествием с неба» 1912—1913 годов.

1. Почему набожные жандармы, душой и телом преданные «богу, царю и отечеству», видели в «неизвестных аэропланах» вполне реальные земные объекты, а не связывали их, скажем, с пришествием святых (научная фантастика только-только зарождалась, и об инопланетянах в те времена мало кто слышал)?

2. Кому было необходимо и выгодно, чтобы пресса начала шум вокруг «нашествия с неба» именно в 1912—1913 годах?

Последний вопрос нуждается в расшифровке: сообщения на эту те

му появлялись и раньше и позже указанного периода (только раньше, естественно, вместо «неизвестных аэропланов» в них фигурировали «воздушные шары»). Вот, например, выдержка из донесений Волынского губернатора: «22 августа {1908 г.) в 9 час утра появился над м. Каменно-Каширском воздушный шар, который был виден около 15 мин ; держался на высоте приблизительно полуверсты; тускло видна была корзина и канат, болтавшийся в воздухе; затем шар этот направился на г. Ровно и м. Радзивилов, поднялся высоко и быстро скрылся»... «27 минувшего июля {1909 г.) в 10 часов вечера над м. Полонньгм Новоград-Волын-ского уезда замечен был воздушный шар, который держался около 2-х часов в одной мере, слегка пошатываясь в стороны и снизу вверх. Означенный шар держался очень высоко, так что разглядеть его более подробно простым глазом... было трудно. Шар опускал вниз свой фонарь, освещая местность, фонарь походил на больших размеров звезду ярко-огненного цвета. Самый же шар представлялся каким-то темным пятном или частью облака на безоблачном горизонте, направление полета шара было с севера на юг. К 12 час ночи он скрылся».

А вот более поздние документы. Телеграмма от 9 сентября 1914 года со станции Раздельная в штаб Одесского военного округа: «9/9 8 часов вечера над ст. Раздельная появился аэроплан с белыми двумя огнями, сделал над станцией круг, и во время данного залпа охранной ротой последняя была с аэроплана освещена прожектором, после данных нескольких залпов по аэроплану последний направился на ст. В.

44