Техника - молодёжи 1985-01, страница 47исследований с современными представлениями о внеземных цивилизациях. Только применив такую методику к целому ряду исторических источников, мы сможем сделать обоснованные выводы. К. К. Вы, без сомнения, правы: чтобы найти — надо искать, а чтобы искать нечто новое — необходима и новая методика... Но сейчас я думаю о другом. Мы, догоны, на протяжении веков тщательно сохраняли свою самобытность, отвергая любые влияния извне. Когда было кевозможно противостоять силе силой, мы сопротивлялись упорством. Я мог бы познакомить вас с моими друзьями, один из которых по вероисповеданию мусульманин, а второй — христианин, но на .самом деле оба они — догоны, и только догоны. Патриархи наших деревень и сегодня сохраняют свое влияние; общество масок организует религиозные церемонии и празднества, во время которых на тайном языке «сиги со» излагаются предания о творении вселенной и истории человеческого рода... Вероятно, только «замкнувшись на себя», можно было сохранить столь заинтересовавшие вас знания. Но нам, тем из дого-нов, кто решился выйти в «большой мир», порой трудно сочетать в себе традиционную и новую, научную, картины мира. Вот я и думаю — не явится ли «ясное слово» независимо от его истоков тем самым -мостом, который соединит обе эти картины, обе культуры... В. Р. Мысль неожиданная, но интересная. Вполне возможно, «астрономии догонов» действительно суждено стать одним из ключей к взаимопониманию (или хотя бы взаимоуважению) науки и мифологии. А сомнений в отношении «па-леовизитной» природы «астрономии догонов» высказано немало. Наиболее детально излагает их в книге «Послания со звезд» Дж. Ридпас из Англии, высказывая мнение, что астрономические знания догонов — это смесь общеизвестных и заведомо неверных сведений. Так, у Юпитера не четыре спутника, а гораздо больше; Сириус В — далеко не самая маленькая и плотная звезда (нейтронные звезды неизмеримо плотнее и меньше); наконец, Сириуса С просто не существует. Ридпас указывает, что, несмотря на всю свою изолированность, догоны общались с внешним миром: с 1907 -года в районе их обитания появились французские школы, а в 20-х годах там развернули активную деятельность католические миссионеры. Основной вывод — астрономические знания догонов имеют недавнее происхождение; это своеобразная «прививка» заимствованных сведений к древнему «мифологическому древу». К. К. Ридпас, по-видимому, заблуждается. Общение и заимствование — отнюдь не одно и тоже. Общение, о котором идет речь, было поверхностным и вынужденным, порой заставлявшим отталкивать даже то, что могло быть принято без особого ущерба для нашей самобытности. Что же касается системы Сириуса, то знания о ней — независимо от того, есть ли там «лишняя» звезда или нет, — лежат в основе вычисления периода между двумя праздниками «сиги», церемонии обновления мира, отмечаемой каждые 60 лет в течение по крайней мере семи столетий. Учтите также и то, что сведения, сообщенные французским исследователям, вовсе не исчерпывают «ясного слова». Кое-что изложено не полностью, а многое пока остается скрытым. В любом случае бессмысленно было бы посвящать европейцев в знания, заимствованные у них же... Так что астрономия «ясного слова» не заимствована у европейцев. Но и внеземное происхождение этих знаний крайне сомнительно. Зачем обращаться к гипотезе о палеовизите, если в истории нашей планеты было немало культур, которые, мне кажется, могли изобрести телескоп... В. Р. Вы думаете, телескопа было бы достаточно? Да, с его помощью можно увидеть слабую звездочку возле Сириуса, но для понимания ее природы необходимо знать хотя бы закон всемирного тяготения. Крайне трудно перенести теорию, возникшую на почве развитого общества, в общество менее развитое. Другое дело, когда сложная картина мира запоминается в форме тайных знаний, существующих параллельно с более простым мировоззрением. Помните, как изображается на стенах святилищ планета Сатурн? К. К. Две концентрические окружности; первая обозначает саму планету, вторая •— ее кольцо. В. Р. Но ведь в таком ракурсе Сатурн никогда не виден с Земли! В древности его иногда изображали в виде человеческого глаза. Не исключено, что таким образом также фиксировалось наличие кольца — но лишь в плане «визуального впечатления». Для такого наблюдения достаточно иметь телескоп ; изобразить же кольцо в плоскости — «значит выйти за рамки непосредственного чувственного опыта. К. К. И выйти достаточно далеко... Но не кажется ли вам, что разговор о внеземных экспедициях выводит нас еще дальше за эти рамки? В. Р. А что остается делать? Трудно допустить, что древние астрономы могли изобразить Сатурн в ракурсе, невозможном для землянина, или что им удалось зафиксировать продолжительность взрыва Сириуса В, в результате которого он превратился в белый карлик. Помните — звезда По взорвалась «на первом году жизни людей на Земле», я яркость ее медленно падала в течение 240 лет? Правда, вопрос о том, насколько точно в работах французских специалистов передана сама система понятий «ясного слова», остается пока открытым. К. К. Как лингвист, берусь утверждать, что достаточно точно. Во всяком случае, с обеих сторон было сделано для этого все возможное. С конкретными сведениями ситуация немного иная, но дело тут не в лингвистических трудностях. Разумеется, ошибки всегда возможны — однако было бы куда большей ошибкой списывать на их счет то, что не укладывается в предлагаемые объяснения. В. Р. Непроизвольная модернизация «ясного слова» — лишь одна из возможных форм его искажения. Наше понимание «астрономии догонов» *— это интерпретация с точки зрения современной •науки; но, если в истоках «ясного слова» действительно лежал палео-визит, оно должно содержать и нечто большее. К. К. Справедливо. Но не кажется ли вам, что единственная, принимаемая вами гипотеза палеови-зита сильно сужает круг ваших исследований? Сравните: предположение о древнем, но земном источнике знаний «ясного слова» говорит: вы знаете о глубинах истории мало, ищите внимательнее, посмотрите на свое прошлое по-новому. (Куда ведет нас предположение о палеовизите? Посещение из космоса — событие, насколько я понимаю, случайное. Что изменится в знаниях человечества о мире и о своем положении в нем, даже если удастся эту гипотезу подтвердить?.. Хочу еще ра& подчеркнуть, что тайный характер мясного слова» — не самоцель. Тайна была необходима, прежде всего чтобы сохранить его неизменным в течение многих столетий. Посвятив Марселя Гриоля в эти знания, мы прошли свою половину пути; серьезно обсуждая их содержание, вы идете по своей половине. В. Р. У науки свои законы. Ученый проверяет свои гипотезы на эмпирическом материале. Сегодня, мне кажется, нельзя исключить ни гипотезу о древнем, но вполне земном происхождении знаний о Сириусе, ни даже предположения о современном заимствовании их. В конечном итоге на первое место выйдет та гипотеза, которая сможет предсказать нечто новое, а затем это новое обнаружить. 45
|