Техника - молодёжи 1985-02, страница 6

Техника - молодёжи 1985-02, страница 6

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ

7 километров мне приходилось наблюдать картины боя: маневрирование танков, огненные шквалы артподготовок — из своего «фонаря» я мог проследить даже полет отдельных тяжелых орудийных снарядов. А ночами зарева стояли над городами и деревнями, сполохами до горизонта вспыхивали залпы «катюш», отовсюду тянулись нити трассирующих пуль и снарядов...

Мы проезжали города, поистине возродившиеся из пепла, — Ржев, Великие Луки... Сегодня они живут наполненной мирной жизнью. Но в памяти народа неизгладимо прошлое...

ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ

В Бресте мы услышали * слова: «Фашисты споткнулись о Брест, а упали под Москвой >. Образное это выражение точно передает историческую закономерность разгрома захватчиков на советской земле. Они «споткнулись» о несгибаемую волю и мужество советского народа, о его морально-политическую стойкость, проявившиеся уже в первые дни войны при обороне Бреста, Львова.

Брестская крепость давно превратилась в мемориал. Тысячи людей приходят и приезжают сюда ежедневно, чтобы отдать дань уважения героям ее обороны. Молодежь области обязалась ударным трудом встретить 40-летие Победы над фашизмом, юноши и девушки Бреста объявили соревнование за право представлять свой героический город на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

...Проходим мимо старых, разрушенных снарядами и бомбами казематов. Над ними застыли монументальные скульптуры воинов-героев, будто вросшие в крепостные стены. В скорбном молчании направляемся к могилам защитников и освободителей Бреста. Возлагаем цветы. Слушаем рассказы участников тех незабываемых дней — Героя Советского Союза Ивана Алек-

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

■Техника 2 | " алоувжи 19 851

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественн ый и производственный журнал ЦК ВЛКСМ Издается с июля 1933 года

©«Техника — молодежи», 1985 г

сеевича Ермолаева и подполковника запаса Павла Павловича Котельни-кова:

— Немецкое командование неоднократно предлагало нам сдаться, гарантировало жизнь. Но защитники крепости были едины в своей решимости сопротивляться до конца. Мы понимали: советский флаг над крепостью — это нож в спину фашистских армий.

Невольно вспомнились стихи поэ-та-датриота Мусы Джалиля:

Я жить хочу, чтоб Родине отдать

Последний сердца движущий

толчок,

Чтоб я и умирая мог сказать,

Что умираю за отчизну-мать...

В Бресте автопробег завершал первую половину маршрута. Мы ходили по городу, любовались его современной архитектурой.

Великие Луки встретили автопробег приветливо, как долгожданных гостей. На центральной площади имени В. И. Ленина собрались тысячи людей, здесь состоялся традиционный митинг, жителей сердечно приветствовал член агитбригады Герой Советского Союза, летчик-космонавт А. А. Серебров. В городе, некогда уничтоженном войной, он говорил о необходимости мира на земле: с космической орбиты становится особенно ясно, что Земля — единый дом людей, и разрушать этот дом — преступление.

Но вот позади многолюдный и шумный, как обычно, показ машин, бесконечные вопросы и ответы. Мы у памятника Матросову. Здесь тишина. Тускло поблескивает в лучах вечерней зари речка Ловать, пестрым лоскутным одеялом выстилает берега осенняя листва парков. Местные старожилы посоветовали: к Саше Матросову лучше идти вечером. В это время фигура героя, замершая в последнем броске, кажется не вырубленной из гранита, а врезанной навечно в самое небо.

Полтора десятилетия назад по решению XV съезда ВЛКСМ на одной из центральных площадей города началось строительство мемориального комплекса. То была поистине всенародная стройка: на призыв съезда откликнулись и ветераны, и пионеры, и, конечно же, комсомольцы. Сегодня архитектурный ансамбль мемориала, обрамленный голубыми елями, является гордостью и украшением Великих Лук.

На семнадцатом километре шоссе Рига — Даугавпилс дорога круто сворачивает в лес. Здесь, на

старом стрельбище, в октябре 1941 года фашисты, осуществляя указание Гиммлера — «заботиться о том, чтобы на Востоке жили только люди с чисто немецкой, германской кровью», построили Салас-пилсский концентрационный лагерь. 100 тысяч жизней унес этот лагерь смерти! Здесь людей истязали и убивали «по науке». Документы, фотографии, воспоминания очевидцев ошеломляют нечеловеческой жестокостью, с которой фашистские палачи изобретали способы мучения и уничтожения людей. По музею и территории лагеря нас водит бывшая узница Саласпилса Евгения Георгиевна Богданова, брошенная гестаповцами в лагерь, когда ей было 14 лет.

— Особенно жестоки были фашисты с советскими военнопленными, — говорит она. — Большинству даже зимой не находилось места в бараках: люди черепками выскабливали себе норы в земле, мучимые холодом и голодом, сгрызали кору с деревьев. Даже летом кусты в лагере стояли голые, не было ни травинки — все съедали.

И не только Саласпилс... В гетто, тюремных застенках, других концлагерях и лагерях военнопленных в Латвии за годы оккупации фашисты и их пособники уничтожили свыше 600 тысяч человек.

У могилы святой встань на

колени,

Здесь лежит человек твоего

поколенья...

На зеленом поле застыли группы гигантских белых фигур. Вот узники, поддерживая друг друга, бесстрашно смотрят в лицо смерти. Вот мать заслоняет собой детей. Вот женщина закрывает лицо от плети палача. И звуки метронома... как символ времени, которое никогда не должно повториться.

АМФИБИИ-ОСВОБОДИТЕЛЬНИЦЫ

Рига — город автолюбителей. Увлечение автомобильным спортом в Латвии, да и вообще в Прибалтике, стало массовым. Здесь привыкли к машинам необычного вида — спортивным и гоночным для частых здесь ралли и кроссов, к «мускулистым» багги, приземистым картам; даже антикварными машинами тут никого не удивишь. Тем приятней, что наши самоделки вызвали неподдельный интерес рижан.

Тысячи людей заполнили древнюю Домскую площадь, чтобы посмотреть на соревнования по фигурному вождению между участниками автопробега. Вот со

4