Техника - молодёжи 1985-03, страница 28

Техника - молодёжи 1985-03, страница 28
ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ВАДИМ МИХНЕВИЧ, инженер

Современное телевидение подобно гиганту на перепутье. Несмотря на то что общая стратегия его развития прослеживается достаточно четко, продолжается поиск наиболее оптимальных путей внедрения интереснейших технических идей, возникших в последние годы. О некоторых ип них этот рассказ.

ПАТЕНТ № 5592

Летом 1978 года кишлак Еттике-чув, опоясанный с четырех сторон отрогами Туркестанского хребта, подключившись к спутниковой системе связи, впервые увидел телевизионную передачу из Москвы. Но еще за полстолетия до этого по крайней мере два человека точно знали, что пройдет время и в самых отдаленных горных селениях засветятся телевизионные экраны. Эти двое были: инженер Борис Грабовский, предложивший принцип передачи изображения на расстояние, и Юлдаш Ахунбабаев, председатель ЦИК Узбекистана — первый в мире государственный деятель, поставивший подпись на решении о телевидении.

Существующая ныне система телевидения и действует по принципу, впервые опробованному тогда, в 1928 году, в одной из лабораторий Ташкентского университета.

Грабовский предложил использовать для передачи изображения синхронное взаимодействие пары электронных лучей. Один из них, пробегая по мишени передающей трубки, считывал изображение точку за точкой, строку за строкой. Другой луч, то вспыхивая, то угасая, воспроизводил изображение на экране кинескопа — также точку за точкой и строку за строкой. Информацию о яркости этих точек и положении лучей и должны были нести радиоволны к приемным антеннам телевизоров.

Из сотни ранее предложенных решений только схема Грабовского гарантировала простоту, надежность и безупречную синхронность работы. В Советском Союзе его изобретение было зарегистрировано под

№ 5592. Конечно, ни сам Грабовский, ни те, кто еще до него стоял у истоков современного телевидения, не могли» и предположить, что передача изображений на расстояние со временем воплотится в одно из мощнейших средств массовой информации.

Несколько лет назад американские телекомпании провели занятный эксперимент. Они пообещали немалую сумму денег тому человеку, который в течение шести месяцев не будет смотреть телевизор. Премии, увы, не получил никто. В огромной стране не нашлось ни одного чудака, который за шесть месяцев хотя бы раз не взглянул на телевизионный экран. С тем же результатом эксперимент можно было бы повторить и в любой другой промышленно развитой стране. Телевидение настолько прочно вросло в жизнь людей, что даже трудно представить себе, что ощутило бы человечество, если бы телеэкраны вдруг все и надолго погасли.

Прогресс телевидения происходит сегодня стремительно. В его основе — достижения электроники, микропроцессорной техники, новой технологии. А каким станет телевидение завтрашнего дня? Нельзя прогнозировать, полностью исключив элементы фантазии. Но чтобы она не увела нас в мир иллюзий, мы затронем лишь некоторые из проблем, над которыми работают сегодня инженеры разных стран. И второе: все, о чем пойдет речь, уже сегодня технически доступно или реально существует в виде отдельных элементов, предварительных макетов или опытных образцов в крупнейших исследовательских лабораториях мира.

У БАРЬЕРА ЧЕТКОСТИ

Довольны ли вы своим телевизором? Мнения, безусловно, разделятся, ибо ответ зависит не только от качества вашего аппарата, но и от условий приема, удаленности от телецентра, уровня помех и других случайных факторов, влияющих на качество «картинкиНо предполо

жим, что условия приема идеальные. Мнения опять разделятся. Владелец телевизора с экраном до 32 см по диагонали будет безого-зорочно доволен, а вот те, у кого экран больше, — не очень. Их оценки будут уклончивыми. Если же спроецировать изображение на экран с диагональю, скажем, 1,5 м, мнение всех станет вообще единодушным: качество более чем посредственное. При этом предполагается, что ни сам телевизор, ни экран, ни оптическая система дополнительных искажений не вносят. Откуда же они тогда берутся? Ответ прост: становятся заметными недостатки, свойственные принятому телевизионному стандарту — недостаточное число строк разложения, делающее заметной строчную структуру изображения, недостаточная частота кадров, приводящая к появлению мелькания на большом экране, наконец, сам способ передачи изображения.

Последнее нуждается в пояснении. Во всех телевизионных системах (в мире их три — западногерманская ПАЛ, американская НТСЦ и советско-французская СЕКАМ) при передаче используется принцип так называемой через-строчной развертки. При этом каждый передаваемый кадр разделяется на два полукадра: сначала поочередно передаются все нечетные строки изображения, а затем все четные. Причем строки одного полу кадра должны лечь точно в промежутки между строками другого. Если по каким-либо причинам этого не произойдет, становится заметным сползание строк вплоть до полного их «слипания». При этом, естественно, часть информации теряется и четкость изображения по вертикали падает. При разложении в 625 строк нестабильность работы разверток телевизора становится тем заметней, чем больше размер экрана.

Недостатки, свойственные стандарту с разложением 525—625 строк, и послужили стимулом к разработке так называемых систем телевидения сверхвысокой четкости, в которых число строк увеличено примерно вдвое, а также су

26