Техника - молодёжи 1985-03, страница 33

Техника - молодёжи 1985-03, страница 33

УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ

же Дворца разместится Музей ВЛКСМ. Его своеобразным центром станет Ленинский зал, вдоль стен которого, украшенных флорентийской мозаикой *, будут выставлены боевые и трудовые знамена, реликвии комсомола. Здесь, в Ленинском зале, будут вручать премии Ленинского комсомола, принимать в члены ВЛКСМ, чествовать героев-комсомольцев. Вокруг Ленинского зала, в экспозиционных залах музея, будут развернуты сменные выставки, посвященные историческим и сегодняшним делам молодежи.

Все три зала — Ленинский, массовых действий и главный зрительный, — заключил Жданов, — будут самыми нарядными и красивыми. Кроме них, во Дворце разместятся : библиотека (в ее фондах будет 75 тысяч томов), лекционный зал на 500 мест, зал интернациональных встреч, игровые комнаты, комнаты клуба творческой молодежи и другие помещения.

...Все это будет, и очень скоро. Сегодня Дворец уже «набрал» проектную высоту, и шершавый бетон несущих конструкций уже одевается в полированный металл и мрамор. И делают это руки молодых строителей, комсомольцев, возводящих свой комсомольский дом.

...Если бы дело происходило не на строительстве Дворца, я скорее всего не поверил бы. Судите сами: командир отряда «Дружба» Валерий Микава, сварщик, имеющий квалификацию высшего, шестого разряда, добровольно получает заработную плату по расценкам четвертого!

— Почему получаю меньше, чем имею право? — переспросил Микава, строитель с 15-летним стажем, приехавший в Москву сразу после пуска очередного агрегата ИнгуриГЭС. — Так ведь в моей бригаде одна молодежь, многие, когда сюда приехали, вообще не имели строительной специальности. И большинство сейчас имеет второй разряд, а выше третьего вообще никто не поднялся. А Дворец-то мы строим на средства субботников, заработки у бригады небольшие, и если я начну получать по шестому — ребята пострадают в материальном смысле, все мне уйдет.

Может показаться, продолжал Микава, — что тем самым я лишаю ребят стимула повышать квалификацию, вместо соревнования ввожу в бригаде уравниловку. Но это не так — слишком уж велик разрыв между вторым-третьим

* Вид мозаики, набираемой из природных камней различных цветов и оттенков, в отличие от византийской мозаики, создаваемой из разноцветных кусочков стекла — смальты.

разрядом и моим шестым. За месяц, даже за год-два его не преодолеть. А с недосягаемым соперником никто соревноваться не будет! Всякий подумает: ну получу я вместо второго третий разряд, вместо третьего — четвертый: стройку к тому времени закончить успеем, и я бригадира своего, мол, все равно не догоню, а есть-пить каждый день надо... К чему это приведет — ясно: уходить люди будут.

А сейчас, — закончил Микава, — я все равно получаю больше каждого, но не намного — и у каждого есть реальная возможность меня догнать. Каждый стремится работать лучше — все трудятся хорошо — делу от этого польза!

Нет, нечасто встретишь такое на стройках, и поэтому царит здесь атмосфера — не побоюсь сказать высоким слогом — сознательного, коммунистического отношения

к труду. Поступок коммуниста Ми-кавы тому яркий, но не единственный пример.

В штабе стройки мне довелось наблюдать еще один эпизод. В городской ударный комсомольский отряд (ГУКМО) пришел с райко-мовским направлением в руках парень в зеленой стройотрядовской куртке. Когда все формальности по приему на работу уже были выполнены, он, немного заикаясь от смущения, сказал:

— Я вот... на стройке... один месяц работать буду, а заработок мне и на основной работе, и здесь идет. А можно, я заработанное на стройке в Фонд мира перечислю?

А когда я его спросил: мол, что же, тебе деньги не нужны? — то он ответил:

— Да нет, нужны. Только вот... дочка у меня маленькая, вырастить надо, мир для меня важнее. Послушай, друг, — попросил он после нашего разговора, — только фамилии моей не называй, ладно? Что я, особенный? Все так думают.

Командир ГУКМО Александр Харьков подтвердил: да, так думают все. Разумеется, не всем материальное положение семьи позволяет совершить такой шаг, тем не менее некоторые строители уже перечислили часть своего заработка в Фонд мира.

Вообще, слова о безвозмездном труде на общее благо здесь можно услышать довольно часто. Причем речь идет не только о многочисленных субботниках и воскресниках, в которых, кстати говоря, участвовали тысячи молодых москвичей.

...Срочно требовалось спроектировать сложнейшую механизацию сцены. Генеральному проектировщику по ряду причин не удалось найти организацию, которая взялась бы за это дело, — одни и без того перегружены заказами, другим

это не «по профилю». И тогда в конструкторском бюро института ВНИИстройдормаш — где проектируют дорожно-строительную технику, но никак не сцены для театров и концертных залов! — был создан комсомольско-молодежный коллектив. И члены КМК — его возглавила ведущий конструктор отдела перспективных разработок М. Чернова — в нерабочее время взялись за работу.

Был изучен опыт проектирования многоцелевых залов. В лучшем из них — Кремлевском Дворце съездов — стол президиума сделан самоходным : он выкатывается из-за сцены на колесах, приводимых в движение электромоторами. А оркестровая яма закрывается сверху специальным щитом. Для Дворца молодежи подобный вариант не подходил — за сценой просто не было свободного места, чтобы устроить там «стоянку» стола.

Тогда вспомнили о конструкции арен Центрального цирка, что на Ленинских горах. Как известно, его сменные арены опускаются вниз, и за несколько минут на месте, скажем, ледяного манежа возникает бассейн с водой. Но во Дворце молодежи столь кардинальных «перемен декораций» не требовалось — и поэтому сменной была сделана только часть сцены.

— В результате конструкция стала выглядеть так, — сказал Сергей Кузнецов, секретарь комитета комсомола ВННИстройдорма-ша. — В сцене сделан прямоугольный вырез, в который снизу, с технического этажа, с помощью электрического подъемника может быть выдвинут один из трех блоков: один — с закрепленным на нем столом президиума, другой — с гладким дощатым настилом, а последний, оркестровая яма — своеобразная коробка без крышки, верхние края которой совпадают с уровнем сценической площадки.

Вся эта конструкция, — добавляет Кузнецов, — была нами разработана за два месяца силами двенадцати комсомольцев. А работы было немало — одних чертежей 100 листов!

Работы было немало — но она была сделана быстро, и сейчас по чертежам, созданным руками молодых конструкторов, молодыми строителями и монтажниками уже воплощается в металле и бетоне уникальная конструкция будущей сцены Дворца.

..Ла строительстве Дворца наступила горячая пора. Днем и ночью, в три смены кипит работа на Комсомольском проспекте, чтобы в назначенный срок распахнулись зеркальные двери и Дворец принял своих первых гостей.

31